Поиск вСоцМедиа

Варшавер Е. Гуттериты 1528-2003. Факторы сохранения идентичности

Гуттериты – секта второй волны реформации, т.н. радикальной реформации.

Исследование ставит своей целью выяснить, какие факторы и каким образом повлияли на сохранение этой общности в течение последних 450 (по другим источникам – чуть более) лет.

Использованные методы – анализ исторических процессов, связанных с гуттеритами,  исследование коммунальной структуры, особенностей религии и демографического поведения гуттеритов на протяжении истории этой общности. Раскрытию проблематики способствует рассмотрение каждого этапа в истории гуттеритов, как вызова, как критического момента в жизни общности.

 

  1. Религиозная уникальность

Пожалуй, одним из важнейших факторов сохранения гуттеритской идентичности является религиозная уникальность и «отличность» от окружающего общества. В чем же суть отношения к религии членов этой секты?

Прежде всего, гуттериты – анабаптисты. Т.е. одним из главных посылов их религии является крещение (baptism) в сознательном возрасте. Мотивировка проста – в младенчестве человек не обладает ни свободой выбора, ни зрелостью, которая позволит ему сознательно выбрать жизненный путь (неотделимый от религии, по мнению гуттеритов). Будучи анабаптистами, гуттериты придерживаются и остальных анабаптистских правил. Речь идет о пацифизме; о совершении причастия, которое понимается как символ страданий Христа; о стремлении к воссозданию жизни первых христиан Иерусалима, которая описана в Деяниях Апостолов. Кроме этого, по мнению анабаптистов, Библия должна быть отделена от таких институтов как церковь и государство.

Что отличает гуттеритов от всех прочих анабаптистов, так это тот факт, что одним из базовых принципов жизни является коммунальное существование и общность имущества. Гуттериты – пример т.н. коммунальных анабаптистов.

Теперь речь пойдет о том, какими способами гуттеритам удавалось сохранить идентичность в различные периоды своего существования.

 

  1. 450 лет между конфессиями и народами

a)      Возникновение гуттеритов

Разные исследователи за факт возникновения гуттеритов принимают разные события. Так, по одним источникам (Zieglschmid, 1943) 1526 год – год выделения гуттеритов из прочих анабаптистов, по другим же (Horsch, 1931) этот факт относится к 1533 году. В 1526 году группа из 200 австрийских анабаптистов двигалась из Никольсбурга в Аустерлиц, и во время одного из привалов Якоб Видерман, лидер этой группы, положил на землю свой плащ и предложил присутствовавшим положить на этот плащ все их деньги и ценные предметы. Этот-то момент и принято считать началом истории общности, которая существует до сих пор во многом благодаря коммунальной жизни, начатой этим событием. В 1533 году из Тироля в Аустерлиц, где 200 анабаптистов находились уже 7 лет, прибыл Якоб Гуттер, один из лидеров тирольских анабаптистов. Цель его состояла в том, чтобы наладить контакты с единоверцами из Аустерлица. Через некоторое время Гуттер стал лидером уже аустерлицких перекрещенцев, объединив моравских анабаптистов с тирольскими, и именно по его имени и была названа община. В заслугу Гуттеру можно поставить, во-первых, становление гуттеритов как таковых (аустерлицкие анабаптисты того периода и являются дальними предками современных leut-ов), во-вторых, объединение нескольких анабаптистских общин в более крупное социальное образование крупное, что позволило этой общности не погибнуть в последовавшие почти сразу за смертью Гуттера (на костре в 1536 г.) тяжелые времена, выразившиеся в преследованиях анабаптистов эрцгерцогом Фердинандом, правителем Австрии.

b)      Высылка из Моравии

В 1546 году происходит восстание т.н. Мюнстерских анабаптистов (Mūnster anabaptists), результатом которого стала высылка всех перекрещенцев (буквальный перевод термина anabaptist) из Моравии. Этому не смогли помешать даже крупные феодалы, для которых наличие на их земле гуттеритов, добросовестных и трудолюбивых работников, было крайне выгодно. Гуттеритам пришлось разделиться на небольшие группы и искать убежища в горах, прячась в пещерах, которые были вскоре оборудованы наподобие общинных обиталищ в «нижней» Моравии. Тем не менее, этот период не уничтожил гуттеритов как общность по нескольким причинам.

Во-первых, с 1533 по 1546 год община разрослась до 1500 человек (J.Hostetler, 1965). Когда же анабаптистам запретили жить в Моравии, те гуттериты, которые не ушли в горы, действительно покинули свои поселения и отправились, в частности, в Венгрию, основав общины там. Когда же в 1551 году перекрещенцам было позволено вернуться, большинство венгерских гуттеритов возвратилось в Моравию. Кроме этого, тяжелый период в жизни братства, как видно, длился совсем недолго, что и позволило ему не исчезнуть как общности.

c)      «Золотые годы»

Далее последовал один из благополучнейших периодов в истории братства, так называемые «золотые годы» гуттеритов – с 1554 по 1565. Некоторые исследователи, как, например, Хофер (S.Hofer, 1998) выделяет отдельно просто «хорошие годы» (1554-1565), а затем и «золотые» – (1565-1592).

Это время характеризуется небывалым ростом гуттеритской общины. 20000 человек в 90 общинах – это количество сектантов было достигнуто посредством двух факторов. Речь идет, во-первых, о появлении большого количества новообращенных, беженцев из менее благоприятных районов центральной Европы, а, во-вторых, о высокой рождаемости. В тот период еще не велось последовательного учета рождений, однако можно говорить о высоком уровне фертильности уже тогда (Bennet, 1967). Этот фактор также в немалой степени способствовал сохранению гуттеритского братства.

Среди других особенностей этого периода можно отметить как расширение поля деятельности гуттеритов, так и возросшее экономическое влияние общины.

d)      Период войн

Следующий этап – один из сложнейших для гуттеритов как с точки зрения сохранения идентичности, так и во всем остальном. 1593 год – год начала войны Священной Римской Империи с Турцией. Гуттериты – пацифисты, а, следовательно, – лакомый кусок для отрядов обеих держав. Скот, продукты, да и сами гуттериты стали легкой добычей завоевателей. В результате этой войны 87 человек погибло, а еще 298 было уведено в турецкое рабство (S.Hofer, 1998). Вскоре после заключения мирного договора между воюющими странами, гуттеритам удалось восстановить хозяйство и довоенную численность. Скорее всего, именно из-за пацифизма гуттеритов они несильно пострадали во время военных действий. Прими они ту или иную сторону, они бы вероятно были поголовно истреблены. Далее гуттеритов ждала еще более серьезная проверка – тридцатилетняя война. В результате, 12 общин было разрушено, а еще 17 – разграблено (S.Hofer, 1998). В 1622 году перед братством (как и прочими некатоликами) встал выбор: либо быть поголовно истребленными, либо стать католиками, либо эмигрировать. Но, как ни странно – и это в какой-то степени сыграло на руку гуттеритам – обездоленные протестанты, жившие на тех же территориях, от безысходности примкнули к основному потоку эмигрировавших гуттеритов. В тот момент братство раскололось на 2 части: одна переместилась в уже обжитую Венгрию, другая же оказалась в Трансильвании. Дальнейшие события показали, что последние сделали правильный выбор (современные гуттериты – потомки эмигрировавших в Трансильванию), так как к 1763 году венгерские гуттериты после более чем столетних преследований иезуитов стали католиками. Таким образом, к причинам сохранения идентичности можно также добавить и удачную миграционную политику, примером которой стало переселение в Трансильванию, а затем в Россию и Америку. Таким образом, в то время как венгерские общины страдали от проявлений тридцатилетней войны, гуттериты Трансильвании процветали. Процветали они до 1658 года, когда Габсбурги объявили войну Турции. В ходе военных действий гуттеритское братство было практически уничтожено, за исключением некоторого числа гуттеритов, которые сохранили веру, не сохранив, однако, коммунальную структуру жизни. И именно благодаря притягательности религии братства ему удалось родиться заново.

e)      Возрождение

В 1755 году некатолики со всех прилежащих территорий были высланы в Трансильванию, где группа лютеран, не нашедшая себя среди протестантов этого региона, решила присоединиться к гуттеритам. Благодаря этому братство получило новую жизнь. Однако вскоре иезуиты, узнав, что братство снова существует, предприняли попытку уничтожить его окончательно. Обновленные гуттериты, обойдя Карпаты, оказались в Валахии, а через 3 года и в Украине. Их количество, по разным источникам, колебалось от 67 человек (Hofer, 1998) до 123 (Hostetler, 1967). В Украине они практически полностью восстановили коммунальное хозяйство и, пользуясь особым расположением русских императоров и императриц, благополучно дожили до 1870 года (Bennet, 1967), когда Александр II издал указ о высылке всех «Украинских немцев» в Северную Америку.

443 гуттерита прибыли в Северную Америку, и именно они – фактические предки современных leut-ов — (все современные гуттериты делятся на Shmiedelleut-ов, Dariusleut-ов, Lehrerleut-ов и Prairerleut-ов, тех гуттеритов которые покинули общины).

f)       Северная Америка

Сохранить идентичность в США и Канаде представлялось нелегкой задачей, но руководство братства решило эту проблему следующими способами: во-первых, гуттериты как были, так и остались независимыми от окружающего общества экономически, во-вторых, воспитание в общине поставлено таким образом, что с раннего возраста гуттерита приучают думать прежде всего об интересах общины, и только потом – о личных. В-третьих, высокая рождаемость (которая стала формально учитываться как раз со времени эмиграции из России) позволила гуттеритам стать самой многочисленной коммунальной общностью в Северной Америке.

 

  1. Фертильность

–1880  4 колонии                  443 человека

–1950  93 колонии                 10300 человек

–1980 309 колоний               24326 человек

Таковы статистические данные по гуттеритской общине за время ее пребывания в США и Канаде. Причины столь высокой рождаемости  (в среднем – 12 детей у одной женщины) таковы (Eaton and Meyer, 1954):

1)      Социальное равенство

2)      Низкий уровень стерильности у женщин

3)      Отсутствие контроля за рождаемостью

4)      Представление о греховности прерванного полового акта

5)      Низкий уровень разводов

 

  1. Влияние современных тенденций развития американского общества на идентичность гуттеритов

Среди тенденций последнего времени (Bron Ingoldsby, 2001) можно выделить снижение прироста населения с 4,12% до 2,9% и увеличение числа незамужних женщин. Как стало известно, женщины стали использовать различные способы планирования семьи, что и стало причиной снижения рождаемости. Объясняется это следующим образом: во-первых, гуттериты не избежали проникновения в их закрытое от внешнего мира сообщество веяний основной культуры. У многих гуттеритских школ появились страницы в Интернете; а во многих общинах еще с шестидесятых годов стали появляться радиоприемники и телевизоры, что запрещено и привносит в общину элементы американской культуры. Также существует гипотеза, что причиной изменения репродуктивного поведения стала интенсификация производства и сельского хозяйства. Для необходимых работ с появлением новых технических средств требуется все меньше рабочих рук. Shmiedelleut-ы  уже забили тревогу и ввели жесткие правила, регламентирующие фертильное поведение.

  1. Резюме

Несмотря на временное снижение рождаемости, гуттериты остаются одним из крупнейших и старейших коммунальных образований в мире. Причин того, что гуттериты смогли сохранить идентичность, порой практически исчезая, но затем неизменно возрождаясь, пережив столько войн и гонений, вынужденных и добровольных переселений, несколько:

1)      Высокий уровень рождаемости

2)      Коммунальный образ жизни. Гуттериты всегда ценили общественное выше личного

3)      Грамотная миграционная политика руководителей

4)      Устойчивость и притягательность для неофитов религии

Благодаря этим и другим не перечисленным факторам гуттериты просуществовали с 1528 года по сей день и, судя по всему, впереди у братства долгая жизнь.

 

Книги и периодика:

Bennett, John William. (1967). Hutterian Brethren: the agricultural economy and social organization of a communal people.Stanford,CA:StanfordUniversity Press.

Eaton, Joseph W., & Mayer, Albert J. (1954). Man’s capacity to reproduce: a demography of a unique population.Glencoe,IL: The Free Press.

Horsch, John. (1931). The Hutterian Brethren, 1528-1931.Goshen,IN: The Mennonite Historical Society.

Hostetler, John Andrew. (1965). Hutterite life.Scottdale,PA: Herald Press.

Hostetler, John Andrew, & Huntington, Gertrude Enders. (1967). The Hutterites in North America.New York: Holt, Rinehart and Winston.

Ingoldsby, Bron (Summer 2001) The Hutterite Family in Transition, Journal of Comparative Family Studies, v32 i3 p377

Zieglschmid, A. J. F. (1943). Altreste chronik der Hutterischen Bruder. Ithaka,New York

Hofer, Samuel. (1998). The Hutterites: lives and images of a communal people.Saskatoon,Saskatchewan,Canada: Hofer Publishers.

Интернет-ресурсы:

http://www.hutterites.org/ — Официальный сайт одной из общин Шмидельлеутов. Краткое но всеобъемлющее описание общины в частности и гуттеритов как таковых.

http://feefhs.org/hut/hut-hist.html — хронология гуттеритов с года основания до сего момента.

Нажмите Enter
Follow Us
On Facebook
On Twitter
On GooglePlus
On Linkedin
On Pinterest
On Rss
On Instagram