Тюрин А.И. (Религиоведение — школе) 1. Стоит ли рассказывать школьникам о сектах?

Тюрин А.И. (Религиоведение — школе) 1. Стоит ли рассказывать школьникам о сектах?

Материалы данной статьи вряд ли оправдают надежды получить чёткие методические указания о том, что нужно рассказать школьникам о сектах. Наверное, я бы даже поддержал точку зрения, что о сектах школьникам не нужно рассказывать ничего и при этом, по возможности, препятствовать контакту школьников с проповедующими представителями этих организаций. Изложенное в этой статье частично основывается на подходе к теме сект, применяемом в рамках светского внеконфессионального религиоведения, и частично на принципах, выработанных мной в результате т.н. включённого наблюдения (изнутри). Термин «секта» в религиоведении применяется, в основном, в рамках дисциплины «социология религии» для классификации типов религиозных объединений, при этом термин здесь не имеет никакой негативной окраски, которую обычно придают сектам последователи традиционных религий, а также средства массовой информации. Для нетрадиционных религиозных объединений в религиоведении применяется термин «новые религиозные движения» (НРД). Дабы у читателя не сложилось мнения, что я, может быть, хочу подменить тему, я буду всё же употреблять термин «секта», хотя и не вкладываю в него ни негативного, ни позитивного содержания. Вот мы уже затронули тему традиционных и нетрадиционных религий, а не тему опасности и безопасности, почему так?

Секты и политика
Трудность в подходе к теме сект заключается в том, что эта тема связана не только с религиозными, но и с политическими убеждениями. Скажем, если человек является убеждённым традиционалистом, то он непременно будет противником сект, ведь они разлагают традиционное общество. Правда, он, скорее всего, будет использовать иные аргументы против сект, но об этом позже. Если же традиционалист ещё и всерьёз озабочен судьбой страны, то его неприязнь к сектам может иметь и элементы агрессии. Бывают, разумеется, и обратные случаи, когда секты рассматривают в качестве союзников в противостоянии традиционному обществу без всякой оглядки на то, какой вред они потенциально могут нести. Поэтому всякий взгляд на секты можно заподозрить в какой-то политической ангажированности. Правда у нас в последнее время защитниками сект называют и тех, кто пытается смотреть на них нейтрально, что свидетельствует о радикализации традиционалистских настроений. Вывод о том, защищаю я секты или нет, Вы сможете сделать сами.

Опасны ли секты?
Самый распространённый вопрос. При такой степени обобщения можно ответить лишь так: смотря для кого. Для людей впечатлительных и склонных к драматизированному восприятию происходящего секты могут быть опасны. Все страшные истории относятся, как правило, к годам 90-м и основываются на драматизме личного переживания. Исключения составляют случаи, основанные на махинациях с собственностью, но те, кто этим занимался, давно поняли, что есть куда более простые способы. Существует много страшных историй о том, каким стал человек после секты, но его «анамнез» в период «до» почти всегда недоступен или основывается на словах родственников. Людей, демонстрирующих неадекватное поведение можно в немалом количестве встретить и в обычной церкви, но никто не станет обвинять в этом церковь, а вот секту обязательно обвинят по каждому конкретному случаю. В действительности, у людей, которые покинули секты, отзывы о них бывают как отрицательные, так и положительные. Часто приходится слышать из разных источников, что секты очень опасны и их очень много, при этом мало кто справится с заданием назвать хотя бы пять. Основные страхи в отношении сект сводятся к следующим положениям:

1. Встретившийся на улице сектант Вас «зомбирует».
Тут нужно понимать, что «зомбирование», или, более корректно – программирование личности, – процесс сложный, по нему не так много специалистов, и они могут найти себе куда более доходное и достойное применение. Если же говорить о каких-то особых психологических приёмах, то коммивояжёр, звонящий в вашу дверь и пытающийся продать вам уценённый или неликвидный товар по якобы заниженной цене, применяет к вам куда больше психологических приёмов, чем любой рядовой представитель секты.

2. Если войти к ним в помещение, то обратно не выпустят.
В собственной практике никогда с таким не сталкивался, что меня выгоняли – случалось, но чтобы препятствовали выходу – никогда. Вообще это какой-то дикий сюрреализм и криминал. Сюда больше подошла бы тема о защите от маньяков. Большинство сект вынуждено арендовать помещения по рыночным ценам на короткий срок для проведения конкретных мероприятий и проблемы им не нужны.

3. Что там заставят делать что-то непристойное.
Скорее наоборот – они будут пропагандировать отказ от тех особенностей жизни обычного общества, которые они считают вредными. А заставлять не будут вовсе – в противном случае проблем им не избежать.

Об опасности сект средства массовой информации всерьёз заговорили после зариновой атаки в токийском метро 20 марта 1995 года. Об этом сообщили СМИ почти по всему миру, хотя информации было крайне мало. Так мы узнали страшное название «Аум Синрикё», эта организация к тому моменту существовала и в России, были там самые обычные люди, и пришлось им после этого несладко. Надо сказать, что «Аум Синрикё» в Японии не являлось аналогом того, что на Западе называют сектой, сюда более применимо понятие «религиозное общество». Эти события в Японии привели не к запрету религиозных обществ, а к популяризации оппонентов «Аум Синрикё» – общества «Сока Гаккай». Лучшее, что есть об этом в переводе на русский язык – это журналистское расследование известного японского писателя Харуки Мураками, вышедшее в виде книги под названием «Земля обетованная» (Москва, 2007), включающая книги «Подземка» и «Край обетованный». Вообще религиозный экстремизм – это отдельная тема и «Аум Синрикё» совсем не тот типичный представитель, на примере которого о теме удобно рассуждать. Сегодня о религиозном экстремизме говорят, в основном, в контексте исламистских организаций, и даже СМИ не объединяют эту тему с темой сект в целом. В 1990-е годы было иначе.

Можно разделить локальные представительства международных религиозных объединений и местные самообразования. О первых всегда много информации и о них можно что-то определённо сказать, в то время как вторые могут таить в себе какие-то неожиданности. Чтобы не быть голословным, приведу примеры наиболее известных «сект» с кратким обзором, не вдаваясь в основы вероучения.

Общество «Сторожевая Башня» (в просторечии – Свидетели Иеговы)
С ними вы встречаетесь на улице, иногда они звонят в дверь вашей квартиры с предложением поговорить о Библии. Это преимущественно женщины и они всегда ходят по двое. Бесплатно раздают литературу, в том числе журнал «Пробудитесь!» и небольшие книжки на библейскую тему с приторно-сочными иллюстрациями. В разговоре они обычно предлагают прочесть и разобрать какой-либо фрагмент из Библии, задают по нему вопросы и помогают ответить, приводя вас тем самым к их трактовке фрагмента. Им свойственно максимально буквальное понимание библейского текста, крайне редко они прибегают к аллегорической трактовке.

В виду большого числа последователей их даже не принято считать «сектой», в религиоведении они считаются протестантской деноминацией, не в том смысле, что они протестанты, а в том – что они вышли из протестантской среды. Они появились во второй половине XIX века в Америке в рамках одного из протестантских обществ исследователей Библии, возглавляемого Чарльзом Расселом. В истории их основания нет никакой мистики. Это общество ожидало апокалипсиса в 1914 году, но сумело пережить его ненаступление.

Как с ними общаться? Если тема Библии вам неинтересна – этого не нужно делать вовсе. В ином случае можно задаться вопросом, а нравится ли вам то, что они сулят своим праведникам в сравнении с тем, что сулят другие? Хотите ли вы этого для себя? Если нет – предложить им вам больше нечего.

Международное Общество Сознания Кришны (I.S.K.C.O.N)
В самой Индии этого общества нет и то, что оно исповедует, там не исповедуют. Однако индийское правительство не выказывало каких-либо порицаний обществу и, наоборот, осуществляло поддержку в случае преследований. Это одно из первых нетрадиционных религиозных движений для нашей страны, появившееся ещё в СССР. Священным писанием для этого общества является книга «Бхагавад-Гита: как она есть», представляющая собой часть древнеиндийской поэмы Махабхараты с комментариями основателя МОСК по имени Абхай Чаран Бхактиведанта Свами Прабхупада. Священные книги индусов – это, как известно, 4 веды. Махабхарата, а уж тем более Бхагавад-Гита, не являются их частью.

Общество зародилось в США в середине 60-х годов, когда своего апогея достигло движение хиппи. Хиппи сочли интересными проповеди названного выше приехавшего к ним загадочного индуса и стали его последователями. Свами Прабхупада также посетил Европу, где появилось немало его последователей, а в 1971 г. побывал и в Москве.

Члены общества живут по заданному распорядку дня, принимают только определённую пищу, которую сами и готовят. Вообще пище у них уделяется большое внимание и их особый кулинарный ассортимент достаточно широк. Немаловажную часть дня т.н. кришнаитов занимает распространение издаваемой МОСК литературы за символическое пожертвование. Достаточно дружелюбны.

Из схожих организаций в России отметились также т.н. Всемирный Духовный Университет «Брахма Кумарис» и международная вишнуитская (или на английский манер «вайшнавская») миссия Шри Чайтанья Сарасват Матх. Надо сказать, что эти организации ориентированы на американцев и европейцев, а если говорить об иммигрантах из Индии, проживающих в США и Западной Европе, то они, в основном, являются последователями движения Сваминараян, которое популярно и в Индии, и которому принадлежат внушительных размеров красивые индуистские храмы в Лондоне и Торонто.

Церковь Сайентологии
Международная, довольно коммерческая организация, распространяющая систему верований и практик, основанную американским писателем-фантастом Роном Хаббардом. Организация с многоступенчатой иерархией, где почти за всё взимается плата, причём немалая. Церковь известна пропагандой психологических методик под общим названием «дианетика», призванных снижать влияние прошлых негативных ощущений, эмоций и страхов, а также программой по реабилитации наркозависимых «Нарконон», программой по социальной реабилитации лиц с криминальным прошлым «Криминон» и рядом других программ.

История этой организации состоит из судебных исков и преследований, многие из которых сайентологам удалось выиграть. Благодаря своим финансовым ресурсам ЦС может позволить себе постоянное ведение стратегически важных судебных процессов. Также судебные процессы стали инициироваться самими сайентологами против своих критиков. Вот, скажем, не понравится им то, что я о них написал – могут подать в суд. ЦС смогла полностью легализоваться на территории некоторых развитых стран, например таких, как Швеция и Австралия. Статус ЦС в России до сих пор спорен.

Что касается критики сайентологии, то критикуют сайентологов, в основном, за негативное психологическое воздействие и отъём денег в больших суммах у последователей и интересующихся. Иногда критика приобретает довольно забавные формы – взять, к примеру, посвящённую сайентологии серию американского мультипликационного сериала «Южный Парк» (сезон 9 эпизод 12 «Застрявший в чулане»). Сайентологи сами привлекли к ней большое общественное внимание своими протестами. Так что если тема критики сайентологии вам интересна, можете посмотреть и составить своё мнение.

Сатанисты
Поговорка «не так страшен чёрт, как его малюют» очень подходит к данной теме. Как бы ни пытались авторы различных пособий засунуть эту тему в какой-нибудь крайний отдельный раздел, можно смело констатировать, что данное явление может существовать лишь на той территории, где доминирует христианство. Сатанизм также можно назвать антихристианством. Вообще проблемой дьявола, демонологии, ведьм и т. д. христианский мир всерьёз озаботился в уже далеко не раннем средневековье, когда в Европе закончились все необращённые язычники. К чему это всё привело общеизвестно. Из религиозно ориентированных источников можно найти многовековые истории о том, что есть какие-то страшные люди, которые собираются на страшные собрания, читают страшные молитвы и совершают страшные обряды. Не очень только понятно, из чего они должны были вывести весь свой ритуальный комплекс. С религиозной точки зрения им всё должно было быть дадено известно откуда «сниже», но на проверку оказывается, что, увы, ничего толком нет.

На посвящённых сектам страницах православных интернет-ресурсов и других источниках до сих пор можно найти списки сатанистских сообществ и организаций. Фигурируют такие названия как «Южный крест», «Синий лотос», «Крысятницы», «Российская церковь сатаны», «Московская церковь сатаны» и пр. Сколько религиоведы ни пытались выйти на след хотя бы одной подобной централизованной организации, чтобы провести исследование, пообщаться с последователями – поиски не дали результата. В итоге пришлось сделать вывод, что их не существует, а существуют лишь разрозненные активисты. Среди них есть люди с абсолютно христианским мировоззрением, но выбравшие сторону дьявола и полагающие, что он в действительности не злой, а добрый; есть настроенные против христианства последователи неоязыческих течений; есть последователи идей Алистера Кроули и Антона Шандор ЛаВея.

Два названных деятеля заслуживают нескольких отдельных слов. Алистер Кроули родился под конец XIX века в центральной части Англии в семье, принадлежавшей к религиозному обществу радикальных пуританских взглядов, которое умудрилось воспитать в Кроули максимальный протест против подобного образа жизни. Впоследствии он стал известен как оккультист и фокусник, автор сочинений и стихов, позиционировавший себя противником христианства. Антон Шандор ЛаВей жил в XX веке и основал в США т.н. «Церковь Сатаны», существующую по сей день. Там проводились ритуалы без особого содержания с целью произвести скорее визуальный эффект. Идеи ЛаВея изложены в его книгах, одна из которых называется «Сатанинская Библия», в которой ЛаВей не принимает христианскую доктрину первородного греха и обвиняет Бога во всех несправедливостях мира, никаких особо глубоких идей в ней нет. Несколько лет назад Бланш Бартон, последняя гражданская жена ЛаВея, обратилась от имени Церкви Сатаны к молодёжи схожих взглядов с просьбой прекратить акты вандализма и не мучить животных, т.к. это идёт в прямое противоречие с тем, чему учил ЛаВей.

Антикультисты, сектоведы и депрограммисты
Вот здесь сразу признаюсь, что не претендую на нейтральный подход. Стремление христианских конфессий побороть нетрадиционные религиозные течения породило множество по-разному называющих себя специалистов, чьи методы, мягко говоря, удивляют. Абсолютное большинство страшных историй о сектах исходит именно от них, проверить подлинность рассказываемых ими историй не представляется возможным, а выгода в том, чтобы история про секту была как можно страшнее, для них есть прямая. Вы можете увидеть в продаже книги с заголовками вроде «100 знаменитых сект», «Сектоведение» и т.п. – это их книги, в них вы найдёте остросюжетные истории с ошеломляющими подробностями, вопрос только в их подлинности. Сектоведы любят называть себя религиоведами, ярчайший тому пример – автор толстой книги под названием «Сектоведение» А.Л. Дворкин. На страницах своей книги он открытым текстом заявляет, что все секты «от князя мира сего». Говорить о каком-то исследовательском, а уж тем более научном, подходе после этого вообще несерьёзно. Сектоведение – это часть христианской апологетики, то есть раздела богословия, посвящённого защите истинности христианского вероучения, а богословие – это НЕ религиоведение. Сектоведы ввели такие понятия как «тоталитарная секта» и «деструктивный культ». Что тогда такое «конструктивный культ» они не объяснили, все секты с тех пор объявлены тоталитарными. Для спасения людей из тоталитарных сект и деструктивных культов практиковался весьма жестокий метод – «пострадавшего» помещали в нечеловеческие условия, а которых он через некоторое время ломался и был готов отказаться от любых вообще убеждений – религиозных, политических и каких угодно. Специалисты по этому методу называли себя депрограммистами. Их услуги стоили недёшево, но основная масса материалов об их работе приходится всё-таки на XX век.

Образ жизни
К сожалению, в той или иной степени пострадавшие от такого явления, как секты, существуют и встречаются нередко. Однако я затруднюсь назвать какую-то широко известную секту, все последователи или бывшие последователи которой считали бы себя пострадавшими от неё. Сложность в оценке явления заключается ещё и в том, что на каждого «пострадавшего» можно найти одного или двух, кому всё то же самое помогло, причём не в финансовом плане. Всегда будут те, для кого лишь религия оказалась необходимым мотиватором для того, чтобы, скажем, сменить сидячий образ жизни «офисного планктона» на относительно более здоровый. То есть секта предполагает ещё и образ жизни, успешно следовать которому дано не каждому, это тоже нужно уметь, это требует качеств и навыков, которые нужно либо иметь, либо умудриться в себе воспитать.

Факт в том, что люди, чаще всего, сами уходят из сект. По истечении, в среднем, пяти лет пребывания последователями, люди начинают переосмысливать то, что с ними произошло, добились ли они того, чего хотели, в организации, которую они уже очень хорошо знают. И тем самым они приходят к вопросу, а не пора ли вновь что-то изменить?

Заключение
Выводы вам предстоит делать самостоятельно. Моим глубоким убеждением является то, что религиозную либо антирелигиозную проповедь можно обращать лишь к совершеннолетним гражданам. Это не меняет того, что нетрадиционные религиозные организации порой всё же пытаются проникнуть в школы, пытаясь провести какие-то ознакомительные мероприятия. Если получив подобное предложение у вас есть возможность просто отказать – отказывайте. В том же случае, если люди проявляют настойчивость и для отказа нужен какой-то весомый аргумент, могу дать такой совет – обратитесь в локальное официальное представительство данной организации (можно просто позвонить, никаких экстраординарных личностей на том конце трубки не будет) с вопросом о том, проводят ли они какие-либо мероприятия в вашей школе, могут ли они завизировать то мероприятие, которое кто-то хочет провести в вашей школе, требуйте оформления документов – пусть берут на себя ответственность. Но там расчёт делается на индивидуальную инициативность и пробивную активность миссионеров, а чем может обернуться оказание им поддержки документами они и так прекрасно понимают. Скорее всего, они ответят, что ничего не знают и не проводят – прекрасный аргумент для отказа.

Если вам всё же нужно какое-то пособие по теме, то, пожалуй, могу рекомендовать следующее:

Эгильский Е.Э., Матецкая А.В., Самыгин С.И. Новые религиозные движения. Современные нетрадиционные религии и эзотерические учения: учебное пособие. – М., 2011. – 224 с.

UPD.: Статья вызвала немалое количество отзывов разного характера, что, в любом случае, приятно. Единственное, что нужно отметить некоторую несправедливость, допущенную в тексте по отношению к ISKCON. Заслуги Свами Прабхупады перед отечеством на международной арене, конечно, нельзя не признать. Поэтому за последние 15 лет на территории Индии выросло, по меньшей мере, 4 храма ISKCON, куда группами совершают паломничества американские и европейские последователи.