Поиск вСоцМедиа

Кафедра истории и теории атеизма МГУ (1982)

Кафедра истории и теории атеизмаМГУ (1982)[1]

 

Атеистическое воспитание является важной составной частью системы коммунистического воспитания. Оно представляет собой целенаправленный и планомерный процесс воздействия на сознание и поведение людей для преодоления религиозных воззрений, [195] привычек, традиций, утверждения диалектико-материалистического, атеистического мировоззрения, расширения и обогащения форм социально значимой деятельности и общения.

КПСС уделяет постоянное внимание повышению эффективности и качества атеистической работы. В постановлении «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» ЦК КПСС предложил партийным комитетам «разработать и осуществить конкретные меры по усилению атеистического воспитания. Повысить ответственность коммунистов и комсомольцев в борьбе с религиозными предрассудками»[2]. Особую значимость это указание ЦК КПСС имеет для деятельности вузовских партийных организаций, так как через систему высшего образования в нашей стране проходят подготовку к трудовой и общественнополитической деятельности многие миллионы молодых людей.

Советская высшая школа располагает исключительно благоприятными возможностями для формирования образованных и убежденных пропагандистов марксистско-ленинских идей, активных борцов за торжество научно-материалистического атеистического мировоззрения. Советские студенты наряду со специальной подготовкой получают и основательную мировоззренческую подготовку, опирающуюся на изучение марксистско-ленинской философии, научного атеизма и других общественных наук. Воспитательные возможности высшей школы полностью реализуются и дают надежный эффект при условии комплексного подхода к воспитанию студенческой молодежи, предполагающего четкое функционирование системы коммунистического воспитания, включающей в’ качестве подсистемы атеистическое воспитание.

В Московском государственном университете накоплен значительный опыт атеистического воспитания студенческой молодежи. В 20—30-е годы с лекциями по атеизму в Московском университете выступали А.В.Луначарский, И.И.Скворцов-Степанов, Ем.Ярославский. В эти же годы начинали свою педагогическую деятельность П.Н.Федосеев, А.П.Гагарин, Е.Ф.Муравьев. В 1959 г. на философском факультете была создана кафедра истории и теории атеизма, которую возглавил проф. И.Д.Панцхава. С 1969 г. кафедрой заведует проф. М.П.Новиков. За период существования кафедра выросла количественно и качественно. В настоящее время кафедра является главным звеном Московского университета, обеспечивающим единство атеистического воспитания, преподавания научного атеизма и теоретических исследований в этой отрасли знания.

Центральное место в деятельности кафедры занимает учебная и научно-методическая работа. Большую роль в ее совершенствовании играет кафедральная методическая комиссия. Кафедра обеспечивает преподавание курса истории и теории атеизма для [196] студентов философского факультета, спецкурсов и спецсеминаров для студентов, специализирующихся по кафедре, и основ научного атеизма для студентов всех других факультетов.

Для совершенствования учебного процесса, повышения его идейно-теоретического уровня и воспитательной роли первостепенное значение имеет разработка учебных программ и планов семинарских занятий, отражающих, современное состояние науки, программ спецкурсов и спецсеминаров для специализирующихся студентов, учебников и учебных пособий, ориентированных на определенный факультет или вид обучения. Профессора и преподаватели кафедры приняли участие в написании учебника «Научный атеизм», с привлечением сотрудников других вузов и научно-исследовательских институтов подготовили учебные пособия «История и теория атеизма», «Основы научного атеизма» (курс лекций), учебно-методические пособия для студентов вечерних и заочных отделений. В начале учебного года каждому студенту вручаются программа курса, планы семинарских занятий, а специализирующимся по кафедре — программа спецкурсов и спецсеминаров на весь срок обучения.

В организации учебного процесса коллектив исходил из того, что основным условием подготовки квалифицированного специалиста, отвечающего современным требованиям, является твердое усвоение им марксистско-ленинской теории, овладение им навыками и умениями самостоятельно работать, творчески постигать знания. Важнейшим направлением совершенствования учебного процесса является внедрение в педагогическую практику чтения проблемных лекций. В небольшой по объему курс научного атеизма невозможно включить всю информацию, относящуюся к тем или иным его разделам. Поэтому на кафедре разрабатывается методика чтения проблемных лекций, в которых студентам излагаются прежде всего методологические вопросы темы. Например, при раскрытии такой проблемы, как социальные причины сохранения и воспроизводства религии в социалистическом обществе, выявляются принципы анализа условий, способствующих затуханию или оживлению религиозности, раскрываются теоретические и практические пути решения данной проблемы. Разумеется, имеющийся опыт чтения подобных лекций не позволяет сделать вывод о необходимости превращения всех без исключения лекций в проблемные. Имеется опасность расчленения целостного курса на отдельные, не всегда тесно увязанные вопросы. Слов нет, проблемный метод чтения лекций содержит большие возможности развития самостоятельного мышления студентов. Включаемые в такую лекцию проблемные ситуации резко повышают интерес к излагаемому материалу, увлекают слушателей, воспитывают у них стремление к научному поиску. Но все это не должно заслонять необходимости и обязательности систематического изложения курса.

Другим важным направлением совершенствования учебно-ме[197]тодической работы является актуализация курса научного атеизма, его разработка с учетом новейших данных науки и особенностей современной идеологической борьбы. Последнее тем более необходимо в связи с попыткой буржуазной и теологической пропаганды рассматривать атеизм и атеистическое воспитание не иначе как «нарушение прав верующих» , «ущемление свободы совести», «попирание демократических принципов». Поэтому и в лекционных курсах, и на семинарских занятиях, и в пропагандистско-лекционной деятельности важно во всем объеме раскрывать ленинские принципы преодоления религии, положения XXVI съезда КПСС о господствующем в нашем обществе научно-материалистическом мировоззрении, положения Конституции СССР о свободе совести, ее обеспечении и гарантиях и другие актуальные вопросы атеистического воспитания.

Особого внимания заслуживает вопрос о специализации студентов философского факультета по научному атеизму. Подготовку высококвалифицированных кадров, способных обеспечить на высоком идейно-теоретическом уровне преподавание основ научного атеизма в высших учебных заведениях страны, организовать пропагандистскую и воспитательную работу среди населения, вести научные исследования по актуальным проблемам теории и практики атеизма, кафедра считает одной из важнейших своих задач. Кафедра уделяет внимание прежде всего формированию коллектива специализирующихся студентов, каждый из которых через научного руководителя был бы теснейшим образом связан с коллективом кафедры. Ежегодно по кафедре специализируются большое число студентов дневного и вечернего отделений. На протяжении трех лет каждый студент разрабатывает, как правило, одну тему, от курса к курсу углубляя и расширяя ее. Постоянный контакт с руководителем, обсуждение работы в процессе ее написания стимулируют творческое отношение студентов к курсовым и дипломным работам.

Большую роль в подготовке студентов играет система спецкурсов и спецсеминаров, отражающих узловые вопросы научного атеизма. Проблемы теории атеизма поставлены в спецкурсе «Марксистский атеизм как наука», истории атеизма — в курсах «Ленинский этап в развитии атеизма», «Теоретические.вопросы истории атеизма», «Идеология и деятельность союзов атеистов и свободомыслящих в капиталистических странах». Критика религиозной идеологии дается в таких спецкурсах, как «Социология религии», «Актуальные проблемы психологии религии», «Критика христианской гносеологии», «Критика современной религиозной антропологии» «Критика современного православного богословия», «Православная философия», «Протестантская философия и теология», «Современная православная церковь в СССР», «Основные этапы истории религии» . Проблемы соотношения религии и науки, этики, политики, права освещаются в спецкурсах «Роль естествознания в борьбе атеистического и религиозного миропониманий», «Нравст-[198]венное значение атеизма», «Клерикализм и проблемы современного рабочего и национально-освободительного движения», «Принципы свободы совести и их реализация в советском законодательстве о религиозных культах». Вопросы теории атеистического воспитания рассматриваются в спецкурсах «Актуальные вопросы атеистического воспитания», «Методика преподавания научного атеизма в вузе», «Обряды в социалистическом обществе и их роль в атеистическом воспитании».

Немаловажную роль в развитии творческих способностей вузовской молодежи играет и внеаудиторная атеистическая работа: подготовка докладов, публичных выступлений и рефератов, участие в научных студенческих конференциях, лекционная и пропагандистская работа в ходе общественно-политической практики и во время работы в студенческих строительных отрядах. Важной формой воспитания профессиональных навыков стал клуб молодых атеистов МГУ. В рамках клуба проводится общественно-политическая практика и подготовка лекторов из числа студентов. Большую помощь в овладении навыками публичных выступлений оказывает участие студентов в научных кружках. В последние два года в клубе работают два кружка: «Искусство и религия» и «Критика современной религиозной философии». Кругозор студентов расширяется и в ходе проведения социологических исследований религиозности населения. Подведением итогов самостоятельной работы студентов являются «Дни творчества студентов» — ежегодные научные студенческие конференции. В последние годы были проведены конференции на темы «Атеизм и современная идеологическая борьба», «Проблемы атеистического воспитания на современном этапе», «Актуальные проблемы атеизма и религии» и другие. Теоретические доклады и их обсуждения помогают студентам подготовиться не только к выступлениям перед аудиторией, но и выработать умение вести полемику, отвечать на задаваемые вопросы.

По кафедре специализируются и иностранные учащиеся. Каждый из них занимается по индивидуальному плану под руководством наиболее опытных преподавателей. Все они участвуют в работе клуба молодых атеистов, активно работают в кафедральных кружках, принимают участие в дискуссиях и обсуждениях докладов. Ряд прошедших специализацию иностранных студентов ныне стали ее аспирантами.

Помимо учебно-воспитательной работы коллектив кафедры истории и тебрии атеизма ведет интенсивную научно-исследовательскую работу. Ее специфика определяется как общими потребностями развития науки, так и задачами подготовки высококвалифицированных кадров специалистов, способных успешно осуществить реализацию планов коммунистического строительства в нашей стране. Это означает, что проводимые учеными кафедры исследования по важнейшим проблемам истории и теории атеизма тесно связаны с учебным процессом, оказывают благотворное влияние на его теоретический и идейно-воспитательный уровень, способствуют [199] выработке у студентов навыков самостоятельного мышления, формированию коммунистических нравственных убеждений, непримиримости тому, что противоречит высоким принципам советского образа жизни’ Результаты теоретических разработок актуальных проблем науки используются в создании учебников, учебных пособий программ, спецкурсов и методических рекомендации, играющих чрезвычайно важную роль в глубоком и систематическом изучении истории и теории атеизма.

Основными направлениями научно-исследовательскои работы кафедры являются критика современной религиозной идеологии — теологии и религиозной философии; методологические вопросы социологии и психологии религии; исследование различных аспектов формирования научно-атеистического мировоззрения, в том числе проблем атеистического воспитания студенческой молодежи: подготовка учебных программ, учебников, учебных пособии, справочной литературы.

В последнее десятилетие особо е внимание ученых привлекла проблема предмета и структуры научного атеизма как отрасли знания. Наша позиция сводится к тому, что научный атеизм является одной из специальных философских дисциплин. Он призван дать ответы на ряд коренных мировоззренческих вопросов, опираясь на прочный фундамент научных представлении о мире и его законах Изучение происхождения и сущности религии, выяснение путей ее преодоления, раскрытие сущности атеизма, закономерностей формирования атеистического мировоззрения и т.д. — все это составляет специфическое содержание научного атеизма. Предмет научного атеизма получил освещение в таких подготовленной кафедрой книгах, как «Основные вопросы научного атеизма» (М.: 1966), в курсе лекций «Основы научного атеизма» (М.: 1972), в учебном пособии «История и теория атеизма» (М., 1974). На всесоюзном семинаре преподавателей атеизма высшей школы, состоявшемся в 1972 г. в Московском университете, эта точка зрения на предмет научного атеизма получила признание подавляющего большинства его участников.

Большое внимание, уделяемое учеными кафедры критике современной религиозной идеологий, непосредственно связано с очевидной эволюцией религиозных воззрений на природу, общество и человека, происходящей в наше время. Анализ особенностей современного религиозного модернизма, всестороннее критическое рассмотрение новых течений в теологии и религиознои философии, изучение особенностей приспособления религии к изменяющимся общественно-историческим условиям и сознанию верующих дают возможность правильно оценить состояние и тенденции изменения современной религиозной идеологии. В этой области исследовании сотрудниками кафедры подготовлен ряд трудов. Общие методологические проблемы критики религиозной идеологии рассматриваются в монографии С.И.Никишова «Ленинская критика философских основ религии» (М.: 1968). Критика католической философии [200] неотомизма дана в работе В.И.Гараджи «Неотомизм. Разум. Наука» (М.: 1969). Анализу православной теологии посвящены книги М.П.Новикова «Православие и современность» (М.: 1965) и «Тупики православного модернизма» (М.: 1979). Состояние протестантской теологии и философии исследуется в монографии В.И.Добренькова «Современная протестантская американская теология» (М.: 1979). Плодотворно работают в области критики религиозной идеологии С.М.Орлов, Н.Д.Куфакова, Н.К.Дмитриева.

Исследование методологических проблем социологии и психологии религии ведется в русле основополагающих принципов марксистско-ленинского понимания религии как социального явления. Внимание обращается на специфику религиозности в современных условиях на критику буржуазного религиоведения. Положительную оценку научной общественности получили исследования Ю.Ф.Борункова «Структура религиозного сознания» (М.: 1971), И.Н.Яблокова «Методологические проблемы социологии религии» (М.: 1972) и «Социология религии» (М.: 1979), М.А.Поповой «Критика психологической апологии религии» (М.: 1972), Д.М.Угриновича «Введение в теоретическое религиоведение» (М.: 1973), сборник статей «Конкретно-социологическое изучение состояния религиозности и опыта атеистического воспитания» (М.: 1969). Кафедра постоянно проводит конкретные социологические и социально-психологические исследования.

Сущность атеизма и проблемы формирования научно-атеистического мировоззрения исследуются по двум основным направлениям- в плане раскрытия мировоззренческого содержания атеизма и анализа принципов и закономерностей процесса атеистического воспитания. За последние пятнадцать лет произошла заметная переориентация проблематики исследований в области истории и теории атеизма. Если раньше внимание ученых сосредоточивалось в основном на анализе религиоведческих вопросов, то в настоящее времяна первый план выдвигается мировоззренческое содержание атеизма. Определенный вклад в разработку этой проблемы внесли ученые нашей кафедры. Вышли в свет монографии С.Ф.Анисимова «Нравственный прогресс и религия» (М.: 1965) и «Ценности реальные и мнимые» (М.: 1970), И.Д.Панцхавы «Человек, его жизнь и бессмертие» (М.: 1967), И.Г.Иванова «Роль естествознания в развитии атеистического миропонимания» (М.: 1969), сборники статей «Проблема личности в религии и атеизме» (М.: 1969) и «Современное естествознание и атеизм» (М.: 1977).

Немалые усилия направлены на разработку теории атеистического воспитания. Сотрудники кафедры приняли участие в подготовке ряда выпусков «Вопросов научного атеизма», посвященных проблемам атеистического воспитания; совместно с учеными социалистических стран издан коллективный труд «Атеистическое воспитание студенческой молодежи» (М.: 1977); проф. Д.М.Угринович опубликовал книгу «Обряды. За и против» (М.: 1975). В ра-[201]ботах этого цикла раскрываются особенности атеистического сознания, влияния атеизма на все стороны общественной и частной жизни людей, естественнонаучное обоснование и нравственное содержание атеизма, закономерности развития атеизма, формы и методы атеистической пропаганды и т.д.

Разработке широкого круга проблем теории атеизма и религии, повышению эффективности критики религиозной идеологии способствует исследование истории атеизма. В этой области плодотворно работает доц. 3.А.Тажуризина. Можно отметить такие ее работы, как «Закономерности развития атеизма» (М.: 1977), «Актуальные вопросы истории атеизма» (М.: 1979). Интересныеработы по истории атеизма подготовлены и 3.П.Трофимовой.

Ряд принципиальных вопросов методики преподавания научного атеизма исследуется в работах Н.А.Пашкова «История и теория атеизма» (М.: 1972) и «Основы научного атеизма» (М.: 1979).

Изданы подготовленные кафедрой Материалы Всесоюзной конференции «Вопросы методики преподавания научного атеизма в высших учебных заведениях» (М.: 1978). Из справочной литературы следует отметить «Настольную книгу атеиста», выдержавшую несколько изданий (в ее написании приняли участие почти все сотрудники кафедры), и «Карманный словарь атеиста» (М.: 1978), авторский коллектив которого составили в основном ученые кафедры.

Следует отметить важность научных исследований в области теории и практики атеизма, выполненных аспирантами кафедры. Тематика этих исследований определяется основными направлениями научной работы кафедры и актуальными проблемами атеистического воспитания. В ряде диссертаций были подвергнуты критике различные направления религиозной идеологии и фальсификации марксистско-ленинского атеизма буржуазными идеологами и ревизионистами; раскрыта гуманистическая сущность научного атеизма и его роль в духовной жизни общества и развитии социалистической культуры, в утверждении активной жизненной позиции личности; рассмотрены актуальные вопросы формирования атеистического сознания и преодоления религиозных пережитков среди различных социальных слоев и возрастных групп населения нашей страны; характер и причины модернизации религии в условиях социалистического общества.

Кафедра уделяет постоянное внимание повышению эффективности и качества работы аспирантов. Кафедрой разработаны типовая программа кандидатского экзамена по специальности «научный атеизм» и критерии аттестации аспирантов; налажено периодическое издание сборников аспирантских работ, намечены мероприятия по интенсификации ведущихся аспирантами научных исследований и повышению философской культуры исследовательской работы.

Нельзя не отметить деятельность кафедры по координации научно-исследовательской и методической работы преподавателей на-[202]учного атеизма вузов страны. В качестве членов оргкомитетов и докладчиков профессора, преподаватели и сотрудники кафедры принимают активное участие в подготовке и работе всесоюзных конференций и совещаний. В 1972 г. Минвузом СССР на базе МГУ был подготовлен и проведен первый Всесоюзный семинар преподавателей научного атеизма вузов. В 1974 г: на базе Львовского госуниверситета состоялась конференция «Атеистическое воспитание — составная часть коммунистического воспитания». Улучшению научных исследований, повышению уровня методической работы во многом содействовала проведенная на базе МГУ Всесоюзная конференция «Вопросы методики преподавания научного атеизма в вузах», в работе которой приняли участие ученые ряда социалистических стран (1976 г.). Важную роль в совершенствовании координации различных направлений атеистической работы в вузах сыграло проведенное Управлением преподавания общественных наук Минвуза СССР Всесоюзное совещание заведующих кафедрами научного атеизма высших учебных заведений (Москва, 1979).

Таковы основные направления учебно-воспитательнои, научно-исследовательской и научно-методической деятельности кафедры истории и теории атеизма философского факультета МГУ.

 

[1] История философской мысли в Московском университете / Под ред. проф. И.Я. Щипанова. М.: Издательство Московского университета, 1982. Глава XIV. Кафедра истории и теории атеизма (c. 195–203).

[2] О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апр. 1979 г. М., 1979, с. 12.

Нажмите Enter
Follow Us
On Facebook
On Twitter
On GooglePlus
On Linkedin
On Pinterest
On Rss
On Instagram