Поиск вСоцМедиа

Синелина Ю.Ю. Динамика религиозности Россиян (1989-2012)

Процесс изменения отношения населения к религии в Советском Союзе, начался в конце 60-х – начале 70-х годов ХХ века и шел в довольно узком кругу интеллигенции, а с середины 80-х годов стал распространяться во всех слоях общества, что было обусловлено, по всей видимости, следующими обстоятельствами:

  • крушение официальной атеистической идеологии и разочарование в ней;
  • снятие запретов и ограничений, наложенных на верующих;
  • формирование в общественном мнении положительного отношения к религии творческой и научной элитой и средствами массовой информации;
  • постепенное изменение отношения к церкви со стороны официальных властей, переход к сотрудничеству и поддержке;
  • восприятие религии как компенсатора в условиях тяжелой социально-экономической ситуации;
  • возвращение к истокам, к вере предков, видение религии как способа самоидентификации;
  • интерес к христианству как к основе общеевропейской и российской культур;
  • интерес к новому, ранее запрещенному.

Процесс роста религиозности населения России в последние десятилетия, как нам представляется, можно разделить на четыре временных этапа. Первый этап: с 1989г. до середины 90-х (тут данные социологических исследований несколько расходятся – можно назвать 1993 или 1995 годы). Отсчет с 1989 г. предпочтителен, ибо именно с этого года появились относительно достоверные данные о реальном числе верующих и неверующих, начались массовые опросы. Этот этап иногда называют «религиозным бумом». По данным многочисленных социологических опросов можно говорить о практически двукратном увеличении числа верующих в период с 1989 года до середины 90-х годов: с 20-30% верующих в 1988-1989 гг. до 50-60% к 1995 году. Этот процесс сопровождался снижением числа неверующих (атеистов) с 50% до 30%. Значительное увеличение числа верующих произошло в основном за счет увеличения количества респондентов, называющих себя «православными»: с 20% в конце 80-х до 40-50% в 1993-1995гг. (см.табл.1,2). Трудно точно определить год, завершивший первый этап, поскольку одни социологические опросы фиксируют долю православных верующих на уровне около 45% уже в 1992 г., другие называют 1993-1995 гг., но именно по достижении этого уровня (45-50%) темпы роста численности «православных» снизились. Некоторые социологические опросы показывают, что число респондентов, называющих себя «православными», особенно резко выросло с 1991 по 1992 годы. Возможно, это связано с крушением Советского Союза, когда окончательно рухнула советская идеология, объединявшая людей. В этот период потребовалось нечто, способное дать людям новую идентификацию, они должны были себя как-то определить. Поскольку они перестали быть «советскими», они снова стали «русскими», а «русские» – значит «православные».

Таким образом, для первого этапа характерно быстрое увеличение доли православных среди опрошенных и снижение числа респондентов, называющих себя неверующими.

Многие социологи считали, что в 1995-1996 гг. уровень религиозности достиг своего максимума, и видели некоторые симптомы к его возможно­му снижению (Д.Е. Фурман, М.П. Мчедлов). В действительности эти прогнозы не оправдались[1]. Начиная примерно с этого времени, уровень религиозности стал расти менее высокими темпами, чем в предшествующий период (по данным некоторых социологических служб, даже на некоторое время приостановился, достигнув 50%), но все же не снизился (См. Таблицы 1,2; графики 1,2). Поэтому представляется возможным, начиная с середины 90-х годов, выделить второй этап в развитии конфессиональной ситуации в России, который длился примерно до 2004 года. Как и на первом этапе, эти явления определяются в основном процессами, идущими в православной Церкви, поскольку доля респондентов, относящих себя к исламу остается практически неизменной, а суммарный процент респондентов, называющих другие вероисповедания не выходит за рамки 2-3%. По данным социологических исследований ФОМ и Сектора социологии религии ИСПИ РАН, доля респондентов, относящих себя к «православным», увеличилась с 45-50% в 1995-1996гг. до 60-65% к 2004г.

Итак, второй этап характеризуется снижением темпов роста уровня религиозности, по сравнению с первым этапом.

Второй этап в развитии религиозности в России также характеризуется относительной стабилизацией числа неверующих респондентов. Как уже говорилось выше, на первом этапе произошло достаточно резкое сокращение числа «неверующих». Но затем их число стабилизировалось.

В середине нулевых годов (2004-2005гг.) рост уровня религиозности практически прекратился, появились признаки стабилизации доли православных верующих. Мы предлагаем рассматривать этот период как третий этап в динамике уровня религиозности россиян. Надо признать, что мы предполагали, что достигнуты предельные показатели по уровню религиозности и самоидентификации опрошенных как православных. Однако, как показали данные наших исследований 2011 года и данные исследований наших коллег, вскоре дальнейший рост верующих продолжился. С нашей точки зрения, можно определить эту тенденцию как 4-й этап в изменении уровня религиозности населения.

Таблица 1

Динамика роста удельного веса православных верующих в населении в 1989-2012гг. (в % от числа опрошенных)

Вопрос: Верите ли Вы в Бога, и если да, то к какому вероисповеданию себя относите?

Признали себя 1989 1990 1991 1992 1997 2000 2002 2008 2012
Неверующими 53 45 40 28 35 31 31 26 20
Православными 20 25 34 47 54 56 57,6 59 68
Верующими других конфессий 9 13 10 10 7 8 7,4 10 8
Затруднились с ответом 18 17 16 15 3 5 3,9 5 5

Источник: по данным исследования ВЦИОМ и Фонда «Общественное мнение»// В.Ф. Чеснокова «Тесным путем», М., 2005 г., стр.8, данные ФОМ за 2008 г.2012 г., Сайт ФОМ http://fom.ru/obshchestvo/10434

 grafik1

График 1

Динамика доли православных и неверующих респондентов по данным ВЦИОМ и ФОМ 1989-2008гг. Таблица 1.

 

 grafik2  

График 2

Динамика доли православных и неверующих респондентов по данным Отдела стратегических социальных и социально-политических исследований ИСПИ РАН 1993-2010 гг. Таблица 2

 

Источник: Отдел стратегических социальных и социально-политических исследований ИСПИ РАН

 

Таблица 2

Мнение респондентов о том, какую религию они исповедуют

(РФ, % от числа опрошенных)

Неверующий Православие Ислам Другая Верю в существование сверхъестественной силы, но ни к какой церкви не принадлежу
1993, июнь 34 46 7 2 11
1995, январь 32 48 5 1 14
1995, май 32 46 7 1 13
1995, ноябрь 28 45 7 1 13
1996, май 33 48 7 0 12
1997, январь 30 51 6 1 12
1997, август 33 48 6 2 11
1998, декабрь 24 55 7 1 13
1999, декабрь 31 50 6 2 13
2000, декабрь 27 49 9 2 13
2001, декабрь 27 50 7 1 14
2002, декабрь 22 53 8 5 12
2003, октябрь 23 60 5 2 10
2004, июнь 20 60 6 2 12
2004, ноябрь 23 57 6 6 9
2005, сентябрь 22 59 7 2 9
2006, январь 24 61 5 2 8
2006, июнь 24 56 7 1 11
2007, январь 18 64 6 2 9
2007, июль 19 62 7 1 11
2008, февраль 16 69 4 2 9
2008, июнь 19 65 5 2 9
2008, ноябрь 18 67 6 1 8
2009, июнь 18 64 8 1 8
2009, декабрь 22 59 5 2 13
2010, июнь 19 61 7 2 10
2010, декабрь 21 61 7 2 9

Источник: Отдел стратегических социальных и социально-политических исследований ИСПИ РАН.

 

В течение последних 20 лет менялась и сама РПЦ. Для того чтобы представить себе масштабы количественных изменений, необходимо привести статистические данные о состоянии церковной жизни, сначала, опубликованные в связи с Поместным Собором 1988 года. Тогда в Русской Церкви было 76 епархий и 74 архиерея, 6 893 прихода, 6 674 священника и 723 диакона, 22 монастыря с 1 190 монашествующими, 2 духовные академии и 3 семинарии. Сейчас мы видим принципиально иную ситуацию. По состоянию на конец 2008 года в Русской Православной Церкви – 157 епархий; 203 архиерея, из них 149 правящих и 54 викарных; кроме того, 14 архиереев пребывают на покое. Русская Православная Церковь имеет 29 263 прихода. Общее количество духовенства — 30 670 человек, из них священников – 27 216, диаконов – 3 454(таблица 3). Количество действующих храмов в столице увеличилось в 22 раза (40/872). До 1990 года был один монастырь, сейчас – 8; существует также 16 монастырских подворий. В черте города действуют 3 семинарии и 2 православных вуза (раньше не было ни одного церковного учебного заведения) [1].

 

                                                                                                Таблица 3

Статистические данные состояния церковной жизни

1989 2008
епархии 76 157
архиереи 74 203
приходы 6893 29263
священники 6674 27216
диаконы 723 3454

 

Второй по числу последователей религией в России является ислам. Доля респондентов, определяющих себя как «мусульмане», на протяжении последних 15 лет оставалось по данным опросов в пределах 4-7%. Остальные конфессии в сумме набирают 2-3%, и число их приверженцев также изменялось мало. В эти 2-3% входят протестанты, католики, буддисты, иудеи. Поскольку самые значительные количественные изменения касаются той части респондентов, которые называют себя православными, именно процессы в этой части общества определяют особенности изменения религиозной ситуации в стране за последние 20 лет, в том числе и выделение 4-х временных этапов. С другой стороны, следует отметить, что некоторые исследователи фиксируют рост числа протестантов и последователей некоторых сект («Свидетели Иеговы») особенно на Дальнем Востоке, но на уровне всероссийского исследования эти процессы не отслеживаются.

В первой половине ноября 2011 года Отделом социологии религии ИСПИ РАН было проведено очередное всероссийское исследование религиозности населения[2]. Предварительный анализ этого исследования привел нас к выводу, что тенденция роста уровня религиозности   населения России сохраняется, хотя среди социологов религии в последние годы сложилось мнение, что потенциал экстенсивного роста религиозности близок к исчерпанию. Доля верующих респондентов выросла с 59% в 2004 г. до 65% в 2011 году (табл.4). Доля колеблющихся между верой и неверием респондентов остается неизменной – около 16%. Важной тенденцией изменения уровня религиозности населения является также снижение доли неверующих респондентов – 9% по сравнению с данными 2004 и 2006 гг. (16%). Обращает на себя внимание существенно выросшая доля респондентов, затрудняющихся ответить на вопрос «Верите ли Вы в Бога?». Складывается впечатление, что респонденты все более неохотно идентифицируют себя как неверующих.

 

Таблица 4

Распределение ответа на вопрос «Верите ли Вы в Бога?

(РФ, октябрь 2004, ноябрь 2011, % от числа опрошенных, N=1600)

2004 2011
Верю 59 65
колеблюсь между верой и неверием 17 16
не верю 16 9
верю не в Бога, а в другие сверхъестественные силы 4 0
Затрудн. Ответить 4 9

Отдел социологии религии ИСПИ РАН

 

Рост уровня религиозности населения подтверждается также данными совместного опроса Центра ситуационных исследований и Отдела социологии религии ИСПИ РАН, проведенного в феврале 2012 (N=3000), в ходе которого были получены даже более высокие показатели уровня религиозности (табл.5). Интересно, что и в исследовании 2011 г., и в опросе 2012 г. респонденты проигнорировали предложенные варианты ответа веры «не в Бога, а в другие сверхъестественные силы» (2011г.), в судьбу, высший разум,   высшую энергию, целителей (2012г.). Возможно, в исследовании 2011 г. такая реакция респондентов на вопрос была вызвана тем, что мы просили уточнить во что именно они верят. В опросе 2012 г. были предложены готовые варианты ответов, указанные выше. Можно предположить, что доля респондентов, выбирающих позицию веры в различные сверхъестественные силы, которую в какой-то степени можно отождествить с религиозными течениями New Age, снижается. В мониторинговых исследованиях Отдела стратегических социальных и социально-политических исследований ИСПИ РАН доля респондентов «верящих в существование сверхъестественных сил, но не относящих себя к каким-либо конфессиям» в 2010-2011 гг. составила 9%.

Таблица 5

Верите ли Вы в Бога?

(РФ, февраль 2012, % от числа опрошенных, N=3000)

2012
верю 78
колеблюсь между верой и неверием 13
не верю 6
в высший разум  0
в судьбу 0
в высшую энергию 0
в целителей 0
затрудняюсь ответить 3

Центр Ситуационных исследований и Отдел социологии религии ИСПИ РАН

 

Сопоставление результатов исследования 2011 и 2004 годов по конфессиональной принадлежности показывают, что по-прежнему значительное большинство населения исповедует православие (72%), на втором месте – ислам (5%). Относительно высока доля респондентов, определивших себя как старообрядцы (5%), это новое явление, которое требует дополнительного изучения и анализа, поэтому мы пока не считаем возможным делать какие-то серьезные выводы, на основании этих данных. К католицизму и протестантизму себя относят по 1% опрошенных (табл.6).

 

Таблица 6

Распределение ответа на вопрос «К какому вероисповеданию Вы себя относите?»

(РФ, октябрь 2004, ноябрь 2011, февраль 2012, % от числа опрошенных)

2004 2011 2012
православие 76 72 82
старообрядчество 0,5 5 2
католицизм 0,4 1 0
протестантизм 0,1 1 0
ислам 7,0 5 5
иудаизм 0,1 0 0
буддизм 0 0 0
язычество 0 0
ни к какому 8 6
другое 3,2 0
затрудн. ответить 12,7 5 3

Отдел социологии религии ИСПИ РАН

Можно было бы говорить о стабилизации роста православных респондентов, однако данные опроса, проведенного в феврале 2012 года с выборкой 3000 респондентов, показывают, что рост доли православных респондентов продолжается.

Для сравнения, по данным опроса апреля 2012 г. ВЦИОМ последователями православия себя считают 77% опрошенных, ислама – 6%, неверующими – 7%. http://wciom.ru/fileadmin/nayka/sovet/fedorov.pdf

По данным опроса, проведенного в апреле 2012 ФОМ на вопрос «Считаете ли Вы себя верующим? И если да, то к какому вероисповеданию (конфессии) себя относите?» — 68% опрошенных ответили – к православию, 6% отнесли себя к исламу, считают себя неверующими – 20%, к другим христианским конфессиям себя относят менее 1% опрошенных. http://fom.ru/obshchestvo/10434

Согласно исследованию Института социологии РАН, в Российской Федерации 79% ее жителей причисляют себя к последователям православия, 4% являются последователя ислама, 9% – верят в высшую силу, но ни к какой конфессии не принадлежат, 7% придерживаются атеистических взглядов. Сравнивая с аналогичными индикаторами 2009 года, авторы отмечают снижение на 2% количества внеконфессинальных верующих и на 5% – количества атеистов (с 12% до 7%). Одновременно количество идентифицирующих себя как православных выросло на 7%. [Аналитический доклад ИС РАН О чем мечтают россияне (размышления социологов)].

Исследование подтвердило присущий современной религиозной ситуации в России феномен, когда доля респондентов называющих себя православными превышает долю респондентов, определивших себя как верующих. Это означает, что некоторая доля опрошенных соотносит себя скорее с православной культурой, чем с православной верой, определяя, таким образом, свою культурную самоидентификацию. Среди православных верующими себя считают 73%, колеблются между верой и неверием – 17%, неверующие – 4%, Похожая ситуация складывается и у мусульман. В группе мусульмане 83% верующих, 11% колеблющихся и 4,5% неверующих. Для дальнейшего анализа мы отнесли к группе «православные» респондентов, которые идентифицировали себя как «православные верующие» и «православные колеблющиеся между верой и неверием», исключив из группы «православные» группу «неверующих православных» и групп «затруднившихся ответить» на вопрос о вере в Бога.

Значительная доля респондентов не относит себя к какому-либо вероисповеданию – 8%. Большую часть этой группы составляют неверующие – 68%, колеблющиеся – 7%, верующие – 4%. Таким образом, согласно данным нашего исследования, «верующие вне конфессии»– это пока очень небольшая группа.

Впервые в нашей анкете был поставлен вопрос о важности религии в жизни человека, который достаточно редко ставится в отечественных исследованиях. Считают религию очень важной – 23% всех опрошенных, довольно важной – 38%, не очень важной – 19%, совсем не важной – 11%, затруднились с ответом – 9%. Таким образом, религия оказывается важной для 61% опрошенных россиян (табл.7). Среди православных очень важной религию считают 28%, и 46% довольно важной, совсем не важна религия для 3% респондентов из этой группы.

В исследовании 2011 г. группа мусульмане оказалась весьма малочисленной, поэтому дальнейший анализ этой группы по всем показателем требует определенной осторожности в выводах. Религия очень важна для 32% мусульман, довольно важна для 50%, не очень важна для 9%, совсем не важна для 8%.

 

Таблица 7

Насколько важна религия в Вашей жизни?

(РФ, ноябрь 2011, % от числа опрошенных)

Массив Православные Мусульмане
Очень важна 23 28 32
Довольно важна 38 46 50
Не очень важна 19 20 9
Совсем не важна 11 3 8
Затрудняюсь ответить 9 3,5 1,5

Отдел социологии религии ИСПИ РАН

 

Очень важным показателем религиозной жизни является участие верующего в жизни религиозной общины или прихода. Мы попытались сформулировать вопрос таким образом, чтобы установить связь современных верующих с приходом или религиозной общиной. Результаты исследования показали, что лишь 7% опрошенных активно участвуют в жизни приходов или религиозных общин, 14% иногда участвуют, еще 9% ощущают свою принадлежность к определенному приходу или религиозной общине, но 63% опрошенных никак не участвуют в жизни религиозных организаций (табл.8). Доля так или иначе участвующих в жизни прихода православных составляет 21%, из них постоянно участвуют около 10%. Еще 11% чувствуют свою причастность к жизни определенного прихода. В группе мусульмане участие верующих в жизни религиозных общин оказывается совсем низким, но здесь надо помнить о малочисленности группы и ее слабой репрезентативности.

 

Таблица 8

Участвуете ли Вы в жизни какой-либо религиозной общины (прихода)?

(РФ, ноябрь 2011, % от числа опрошенных)

Массив Православные Мусульмане
Да, постоянно участвую 8 9 1,5
Да, иногда участвую 14 12 3
Нет, но чувствую принадлежность к религиозной общине (приходу) 9 11 6
Нет 63 64,5 83
Затрудняюсь ответить 5 4 6

Отдел социологии религии ИСПИ РАН

 

Важным индикатором отношения общества к религии является уровень доверия к религиозным институтам. Особо хотелось бы остановиться на анализе динамики показателя уровня доверия к Церкви как социальному институту, учитывая острую дискуссию, возникшую в последнее время вокруг церковно-государственных и церковно-общественных отношений.

grafik3

График 3

Уровни доверия и недоверия к Церкви как социальному институту (1997-2012) (РФ, процент от числа опрошенных)

Источник: Отдел стратегических социальных и социально-политических исследований ИСПИ РАН

 

Мониторинг доверия-недоверия социальным институтам, который с 1995 г. проводит Отдел стратегических социальных и социально-политических исследований ИСПИ РАН, показывает постоянный рост уровня доверия и снижения уровня недоверия к Церкви с 1997 года (График 3). Опрос 2012 г. (апрель) показал самый высокий уровень доверия Церкви за весь период мониторинга – 55%. Более того, после долгого перерыва (с 1999г.) Церковь опередила институт президентства по уровню доверия. Уровень недоверия, согласно результатам мониторинга, остается стабильным. По данным нашего исследования 2011 г., Церкви как социальному институту доверяет 50% опрошенных, не доверяет 39%, затруднились ответить – 12% (см.Таблицу 9). В 2006 г. – доверяли церкви 51% всех опрошенных, не доверяли – 24%.

По данным опроса ВЦИОМ в апреле 2012 г., в целом одобряют деятельность РПЦ и священнослужителей – 71% опрошенных, не одобряют – 11%, затрудняются ответить – 17%. http://wciom.ru/fileadmin/nayka/sovet/fedorov.pdf

По данным опроса ФОМ в мае 2012 г. по массиву в целом Церкви доверяет – 64% опрошенных, отчасти доверяет, отчасти не доверяет – 14%, не доверяет – 8%. http://fom.ru/obshchestvo/10434

Церковь в течение последних десяти лет устойчиво занимала второе место по уровню доверия среди всех общественных и государственных институтов. Хотелось бы обратить внимание, что на третьем месте по уровню доверия населения с 2006 года находится Российская академия наук (Таблица 9).                                                                           

 

                                                                                           Таблица 9

Определите, пожалуйста, свое отношение к действующим в стране общественным структурам и институтам власти

(РФ, ноябрь 2011, % от числа опрошенных)

Доверяю Не доверяю Затрудняюсь ответить
Президенту РФ 61 32 7
Церкви 50 39 12
Российской академии наук 47  41  13
Правительству РФ 45 46 9
Армии 43 46 11
Совету Федерации 38 52 10
Государственной Думе 36 55 10
Прокуратуре 34 58 9
Суду 32 57 12
Полиции 31 57 12
Средствам массовой информации 33 55  12
Предпринимательским кругам 28  62  10
Политическим партиям 25 62 13

Отдел социологии религии ИСПИ РАН

 

Однако, по данным нашего исследования 2011, доля респондентов, недоверяющих Церкви, существенно выросла – 39% – по сравнению с данными 2006 г. (23%). Вероятно, это можно объяснять тем, что Церковь стала играть более активную роль в жизни общества, стала более заметной, и некоторые действия, предпринимаемые Церковью, а также некоторые представители церковной иерархии оказываются в поле зрения пристального общественного внимания и критики[3].

С другой стороны, опросы социологических служб не подтверждают роста уровня недоверия к Церкви. Если оценивать последствия скандалов 2011г. и 2012 г., то судя по данным массовых опросов всех социологических служб и исследований ИСПИ РАН, они не сказались на уровне доверия к Церкви, более того, уровень доверия к Церкви вырос по сравнению с данными предшествующих исследований. Можно предположить, что произошла определенная консолидация православных вокруг Церкви в ответ на негативную информационную кампанию. Значит ли это, что у Церкви нет основания для беспокойства? Безусловно, есть. Отрицательное отношение к деятельности РПЦ в части общества существовало всегда. Достаточно вспомнить 1997 год, когда негативная информация по телевизионным каналам ОРТ, НТВ и в ряде газет заставила Патриарха Алексия II на прошедшем 16 декабря 1997 г. епархиальном собрании, заявить, что «негативное отношение к Русской Православной Церкви, демонстрируемое в настоящее время телевидением и прессой, возможно, предвещает о новом наступлении на Церковь». Временное затишье, с нашей точки зрения, было вызвано «замораживанием» политического процесса в России в течение последних 10 лет. Но недоверие к Церкви сохранялось весь этот период, хотя и снижалось. В силу, как нам представляется, общей активизации российского социума, оживления политического процесса, эта часть общества стала более активной и озвучила свои взгляды по всем проблемам, в том числе церковно-общественных и церковно-государственных отношений. Вероятно, для определенной части общества авторитет Церкви снизился, однако пока этот процесс не фиксируется массовыми опросами.

Важнейший показатель религиозного сознания – вера в бессмертие души: 36% респондентов верят, 32% колеблются между верой и неверием и 25% – не верят в бессмертие души. В 2006 г. доля респондентов, верящих в бессмертие души составляла 48%. Правда, следует заметить, что мы несколько изменили формулировку вопроса, добавив позицию – «колеблюсь между верой и неверием в бессмертие души», что как нам представляется, повлияло на ответы респондентов. Прежде, можно было выбрать только 2 позиции «верю» и «не верю», и респонденты в 2006 г. ответили, что в бессмертие души верят 48%, не верят – 30%, затруднились ответить – 21%. С нашей точки зрения, часть респондентов предпочитала скорее отвечать, что они верят в бессмертие души, чем категорично отвечать, что они не верят[4]. На самом же деле их вера в бессмертие души не была твердой. В 2011 г. мы получили более четкую картину, о чем свидетельствует и резко снизившаяся доля затруднившихся ответить – с 21% до 5%.

В бессмертие души верят 40% православных, колеблются между верой и неверием – 35%, не верят – 19%. В 2006 г. в бессмертие души верило 55% православных, не верили – 21%, затруднились ответить – 23%.

Рассмотрим более подробно религиозное поведение православных и мусульман. Социально-демографические характеристики православных и мусульман. В группе «православные» 39% мужчин и 61% женщин (в 2004 г. – 38% и 62% соответственно), что не очень сильно отличается от среднего распределения по массиву – 43,5% мужчин, 56,5% женщин (согласно последней переписи, 45% на 55%). Можно говорить о том, что за последние 20 лет половая структура православных существенно приблизилась к «нормальному» распределению, близкому к среднему по массиву (в 1992 г. мужчины составляли 29% православных респондентов). Возрастная структура православных соответствует среднему распределению по массиву. (См. Табл.10).

 

Таблица 10

Структура типологических групп по социально-демографическим характеристикам

(% от числа опрошенных в группах)

Православные Мусульмане Неверующие Все опрошенные
Пол
Мужчины 39 45 65 43
Женщины 61 55 35 57
Возраст
18-24 14 15 21  15
25-29 11 11 11
30-39 20 18 17  19
40-49 19 24 18  19
50-59 13 12 15  13
Старше 60 24 20 21 22,5
Образование
Неполное среднее 4 3 4 4
Среднее 17 30 29 20
Ср.специальное 40 38 38 39
Высшее, незаконченное высшее 39 29 28 36

Источник: Сектор социологии религии ИСПИ РАН

 

Уровень образования у православных несколько выше, чем в среднем по массиву. Таким образом, социально-демографические характеристики группы «православные» в основном совпадают со средними данными по массиву, за исключением гендерных групп, где доля женщин несколько превышает долю мужчин.           

Половозрастная структура группы мусульмане в целом близка средним данным по массиву:   доля мужчина в группе – 45%, это несколько выше, чем у православных. В группе относительно высока доля возрастной группы – 40-49 – 24%. Доля опрошенных с высшим образованием составляет 29%.

В группе неверующие самая высокая доля самой молодой возрастной группы – от 18 до 24 лет – по сравнению с другими мировоззренческими группами. Неверующие единственная группа с преобладанием мужчин. Доля опрошенных с высшим образованием составляет 28%, это самый низкий показатель среди рассматриваемых мировоззренческих групп.

Религиозное поведение православных и мусульман. Перейдем к анализу религиозного поведения православных. Раз в месяц и чаще посещают храм –10% православных, несколько раз в год, но реже раза в месяц – 33%, раз в год – 23%, очень редко, не каждый год – 20%, никогда не были в храме – 9% (См. Табл.11).

Исповедуются и причащаются раз в месяц и чаще – 2% опрошенных православных, несколько раз в год – 10%, раз в год обязательно – 12%, редко – раз в несколько лет – 27%, никогда не исповедовались и не причащались – 40%. Таким образом, исповедуются и причащаются более менее регулярно 24% православных.             С Евангелием знакомы 65% опрошенных, правда, из них регулярно читают Евангелие только 7%, не читали Евангелия 35% опрошенных православных.

Молятся церковными молитвами – 23% опрошенных православных, в т.ч. читают утреннее и вечернее правило – 2%, молятся церковными молитвами почти каждый день – 6%, 53% молятся своими молитвами, не молятся вообще 23%.

В какой-то степени соблюдают посты 35% православных, не соблюдают постов 59%.

                                                                                                          

                                                                                             Таблица 11

Структура типологических групп по характеристикам образа жизни

(% от числа опрошенных в группах)

Православные Все опрошенные Мусульмане
Посещение храма                                                                         Мечети
Никогда не был 9 16 11
Реже, чем раз в год 19,5 24 40
Раз в год 23 19 25
Несколько раз в год, но реже, чем раз в месяц 33 25 17
Раз в месяц и чаще 10 8 2
Затруднились 5 9 5
Причащение
Никогда 40 43
Реже, чем раз в год 26,5 26
Раз в год 12 10
Несколько раз в год 10 8
Раз в месяц и чаще 2 1
Затруднились 10 12
Чтение Евангелия                                                                    Чтение Корана
Никогда не читал 35 39 38
Читал когда-то давно 41 36 27
Читал недавно 12 10 14
Читаю регулярно Евангелие 4 5 17
Регулярно читаю Евангелие и другие положенные тексты 2 2 1,5
Затруднились 6 8 3,0
Молитва
Не молюсь вообще 23 32 26
Молюсь, чаще своими молитвами 53 41 39
Молюсь преимущественно церковными молитвами 14,5 12 9 совершают утренний и вечерний намазы
Молюсь церковными молитвами почти каждый день 6 8 27 совершают все пять обязательных намазов каждый день
Читаю утреннее и вечернее правило 2 3 3 читают все обязательные и дополнительные намазы
Затруднились 2 3 0
ПОСТЫ
Не соблюдаю постов 59 60 50
Иногда пощусь, но нерегулярно 28 26 29 иногда постятся, но нерегулярно
Некоторые посты соблюдаю, другие нет 8 7
Стараюсь соблюдать все большие посты 2 3 20 соблюдают обязательный пост в месяц «Рамадан»
Все посты, а также среду и пятницу 2  

1

 

1,5

Соблюдают все обязательные (в месяц «Рамадан») и дополнительные посты (каждый понедельник и четверг)
Затруднились 1 3 0

Источник: Сектор социологии религии ИСПИ РАН

 

Таким образом, реальную связь с православной церковью можно обнаружить более чем у 40% православных (по посещению храма) и около 23% по показателю «молитва» (молятся церковными молитвами). Более менее регулярно причащаются – 24% православных.

Рассмотрим динамику некоторых показателей религиозной жизни православных респондентов с 1992 по 2011 год: посещение храма, исповедь и причастие, молитва, чтение Евангелия   (по данным всероссийских исследований ФОМ 1992, 2000, 2002, и всероссийских исследований ИСПИ РАН 2004, 2006, 2011 гг.) (см. Таблицы 12-16).

 

                                                                                                            Таблица 12

Распределение ответа на вопрос «Как часто Вы обычно посещаете храм?»(% от числа опрошенных православных)

1992 2000 2002 2004 2006 2011
Практически никогда не был (а) 21 18 23 9 8 9
реже одного раза в год 36 22 15 34,5 27 19,5
один-два раза в год 20 27 29 15 16 23
несколько раз в год, но реже чем один раз в месяц 14 21 23 29 34,5 33
раз в месяц и чаще 8 10 8 10 12 10
затрудняюсь ответить, не помню 2 3 1 3 2 5

Источник: В.Ф. Чеснокова «Тесным путем» М., 2005, стр.260, Отдел социологии религии ИСПИ РАН                                                                            

 

Таблица 13

Распределение ответа на вопрос «Как часто Вы обычно причащаетесь?»

(% от числа опрошенных православных)

1992 2000 2002 2004 2006 2011
практически никогда не причащаюсь 57 63 64 54,5 54 40
реже одного раза в год 26 12 13 25 23 26,5
один-два раза в год 10 13 14 9 8 12
несколько раз в год, но реже, чем один раз в месяц 3 6 5 5 7 10
раз в месяц и чаще 1 1 2 2 2 2
Затрудняюсь ответить, 3 5 3 4 5 10

Источник: В.Ф. Чеснокова «Тесным путем» М., 2005, стр.260, Отдел социологии религии ИСПИ РАН                                                                 

 

                                                                                       Таблица 14

Распределение ответа на вопрос «Какими молитвами Вы молитесь?»

(% от числа опрошенных православных)

1992 2000 2002 2004 2006 2011
Практически не молюсь никогда 52 35 34 22 18 23
Молюсь своими молитвами 32 34 32 49 47 53
Молюсь церковными молитвами 12 28 28 23 27 21
Читаю утреннее и вечернее правило 1 3 3,5 4 2
Затрудняюсь ответить 4 2 2 3 3 2

Источник: В.Ф. Чеснокова «Тесным путем» М., 2005, стр.260, Отдел социологии религии ИСПИ РАН

                                              

                                                                                                       Таблица 15

Распределение ответа на вопрос «Читаете ли Вы Евангелие и другие тексты, положенные для чтения?»

(% от числа опрошенных православных)

1992 2000 2002 2004 2006 2011
Никогда не читал 47 44 52 39 35 35
Читал когда-то давно 23 29 26 38 37 41
Читал недавно (или перечитывал) 11 19 17 10 13 12
Регулярно читаю только Евангелие 6 5 0 6,5 7 4
Регулярно читаю Евангелие и другие тексты 2 3 4 2
Затрудняюсь ответить 14 3 1 4 4 6

Источник: В.Ф. Чеснокова «Тесным путем» М., 2005, стр.260, Отдел социологии религии ИСПИ РАН

 

Таблица 16

Распределение ответа на вопрос «Соблюдаете ли Вы церковные посты?»

(% от числа опрошенных православных)

2000 2002 2004 2006 2011
Не соблюдаю посты 86 81 67 66 59
Иногда пощусь, но не регулярно 21 20 28
Некоторые посты соблюдаю, другие нет 10 10 5 5,5 8
Стараюсь соблюдать все большие посты 2 2 4 4 2
Все посты плюс среду и пятницу 1 2 3 2

Источник: В.Ф. Чеснокова «Тесным путем» М., 2005, стр.260, Отдел социологии религии ИСПИ РАН

 

Исследования 2004 и 2006 годов показывали, что из пяти показателей воцерковленного образа жизни православные в большей степени отдавали предпочтение посещению храма и молитве. Данные исследования 2011 года отличаются тем, что доля православных, молящихся церковными молитвами, а также регулярно читающих Евангелие несколько снизилась, доля регулярно посещающих храм осталась практически неизменной. Но с другой стороны, выросла доля православных, которые начали регулярно причащаться. А причастие является очень важным показателем. Самым слабым показателем остается пост, хотя здесь есть существенные изменения. Следует также отметить, что по всем показателям снизилась доля респондентов, которые выбрали «нулевую» позицию – никогда не были в храме, никогда не причащались, никогда не молились, никогда не читали Евангелие, никогда не постились

У мусульман храм посещают раз в месяц и чаще – 11% опрошенных (6% — в 2006), несколько раз в год, но реже раза в месяц – 20% (19% – в 2006г.), 1-2 раза в год – 9% (11% – в 2006г.), реже раза в год – 33%, в сознательном возрасте не посещал никогда – 23% (26% – в 2006 г.). (см. Табл.11).

Регулярно читают Коран и другие положенные тексты – 1,5% (6% в 2006г.), регулярно читают только Коран – 17% (11% в 2006г.), читали недавно или перечитывали – 14% (11% в 2006 г.), читали давно – 27% (23% в 2006 г.), не читали – 38% (47% в 2006 г.).

Читают все обязательные и дополнительные намазы – 3%, совершают все пять обязательных намазов каждый день – 22%, с совершают утренний и вечерний намазы – 9%, иногда, чаще своими молитвами молятся 39%, не молятся – 26%. В 2006 г. ежедневный намаз совершали 7%, 10% молились каноническими мусульманскими молитвами каждый день каждый день, еще 8,5% иногда, 58% молились своими молитвами, 14% – не молились.

Соблюдают все обязательные (в месяц «Рамадан») и дополнительные посты (каждый понедельник и четверг) – 1,5%, соблюдают обязательный пост в месяц «Рамадан» – 20%, иногда постятся, но нерегулярно – 29%, не постятся 50% опрошенных.

Самым сильным показателем религиозности мусульман является молитва – около трети респондентов совершают ежедневно пятикратный намаз. Если сравнивать религиозное поведение мусульман и православных, то православные опережают мусульман по посещению храма, но значительно уступают им по доле регулярно молящихся и по доле респондентов регулярно читающих Священные тексты. Пост мусульмане также соблюдают гораздо прилежней.

При анализе динамики показателей религиозного поведения следует помнить, что в 2006 г. опрашивались только мусульмане Поволжья (Татарстан и Башкортостан), в 2011 г. исследование проходило и на Северном Кавказе. Наиболее очевидная тенденция – это увеличение доли респондентов, которые регулярно молятся и относительно высокая доля респондентов, которые соблюдают пост в Рамадан. Также немного выросла доля опрошенных, регулярно посещающих мечеть.

Для анализа динамики религиозности православных мы воспользовались методикой В.Ф. Чесноковой, направленной на определение уровня воцерковленности респондентов. Воцерковленность – это «жизнь» человека в церкви, что подразумевает знание ее уставов, обрядов, обычаев – повседневного бытия, ощущения себя в этой сфере своим. Это добровольное признание человеком влияния церкви через усвоение установленного в ней образа жизни и образа мыслей.     Методика Чесноковой позволяет направить научный анализ на изучение поведения, а через поведение – на образ жизни. А образ жизни – явление все-таки более наблюдаемое, чем феномены сознания и ценностные установки. И самое главное – методика фиксирует регулярность, связанного с этими установками поведения [2].

Методика позволяет выделить несколько ключевых переменных, соответствующих православному образу жизни и измерить интенсивность каждой из них посредством шкалы, которая дает представление о том, насколько глубоко вошел данный элемент в жизнь человека, насколько прочно он им усвоен. Находится ли данный элемент на пути к превращению в привычку, в автоматизм, или человек еще только-только овладевает им, или же вообще в его образе жизни данный элемент отсутствует. Всего В.Ф. Чеснокова предлагает пять показателей воцерковленности образа жизни, измеряющихся по пятибалльной шкале: посещение храма; исповедь и причащение; чтение Евангелия; молитва; соблюдение постов. На основании этих показателей она формирует группы по уровню и степени воцерковленности. Например, посещение храма: раз в месяц и чаще (самая сильная позиция); несколько раз в год; раза в год; реже, чем раз в год; никогда не был (самая слабая позиция). Молитва: читаю утреннее и вечернее правило (самая сильная позиция); молюсь церковными молитвами почти каждый день; молюсь преимущественно церковными молитвами; молюсь чаще своими молитвами; не молюсь вообще (самая слабая позиция).

В соответствии с методикой В.Ф. Чесноковой можно выделить пять групп по уровню воцерковленности: «воцерковленные» (В), «полувоцерковленные» (ПВ), «начинающие» (Н), «невоцерковленные» (НВц), «нулевая группа» (0).

Согласно данным исследования 2011 года, по уровню воцерковленности православные разделились на пять групп: воцерковленные составляют 12% православных, полувоцерковленные – 37%, начинающие – 24%, невоцерковленные – 21%, «нулевая» – 6% . (см.диаграмму 1)                                                                                      

diagramma1                                                                                  

Диаграмма 1

Православные по уровню воцерковленности

(удельный вес в массиве православных в %) 2011 год

                                                            

Типологические группы по уровню воцерковленности.

Группа Воцерковленные (В). В группу «воцерковленные» входит 12% всех православных. Религия очень важна для 53% воцерковленных и довольно важна для 42%. 26% воцерковленных постоянно участвуют в жизни церковного прихода, 22% участвуют иногда, 45% воцерковленных не участвуют в жизни прихода. В бессмертие души верят 56% опрошенных, колеблются между верой и неверием 18%, не верят 24%. 84% ходят в храм раз в месяц и чаще, причащаются раз в месяц и чаще 17%, несколько раз в год – 19%, не реже раза в год – 18%. Таким образом, регулярно причащаются 56% группы «воцерковленные». Хотя нужно отметить, что никогда не причащались 17% воцерковленных. Более-менее регулярно читают Евангелие около 56% группы. Молятся церковными молитвами 48% группы.

«Воцерковленные» православные – это группа с самыми сильными показателями воцерковленности. По социально-демографическим характеристикам она является одной из самых женских, самой пожилой (около половины группы – респонденты старше 50 лет) и самой образованной среди всех типологических групп.

Группа «Полувоцерковленные» (ПВ). В группу «полувоцерковленных» входит 37% опрошенных православных, это самая большая по численности группа из всех типологических групп. Религия очень важна для 31% группы полувоцерковленных и довольна важна для 51% опрошенных. Около 35% так или иначе участвуют в жизни прихода. В группе полувоцерковленные 49% опрошенных верят в бессмертие души, колеблются между верой и неверием 32%, не верят 16%. Несколько раз в год храм посещают 89%, причащаются несколько раз в год 20% и еще 16% раз в год обязательно, никогда не причащались 25% группы «полувоцерковленные». Более-менее регулярно читают Евангелие 26% группы, никогда не читали 25%. Молятся церковными молитвами 27% группы ПВ, из них молятся каждый день 10% опрошенных, своими молитвами молится более половины группы. В той или иной мере постятся 50% группы, 6% стараются держать все большие посты.

Группа «полувоцерковленные» женская, одна из самых образованных. По возрастной структуре она практически совпадает с данными по массиву в целом. Доля молодых возрастов совпадает со средними данными по массиву. Следует заметить, что в исследовании 2004 г. это была самая женская группа (76% женщин). Исследование 2011 г. показало, что доля мужчин в этой группе выросла до 32%.

Группа «Начинающие» (Н). В этой группе 24% православных – это вторая по величине группа. Религия важна для 17% начинающих и довольно важна для 51% опрошенных. Среди «начинающих» верят в бессмертие души 25%, не верят 19%, колеблются между верой и неверием 50%. Посещают храм примерно раз в год 87% респондентов, исповедуются и причащаются не реже раза в год 16%, редко, раз в несколько лет – 27%, никогда не причащались 50% опрошенных. Читали или перечитывали Евангелие недавно 9%, никогда не читали 34,5%. Иногда молятся церковными молитвами 27%, более половины молятся своими молитвами, 17% не молятся вообще. В какой-то мере соблюдают посты 40% группы начинающих, 60% постов не соблюдают.

«Начинающие» – это группа с практически нормальным гендерным соотношением респондентов, с несколько сниженной долей самой старшей возрастной группы. В этой группе около 43% опрошенных со средним специальным образованием. Если сравнить новые данные по религиозному поведению с исследованием 2004–2006 гг., то следует отметить, что в этой группе больше респондентов стали причащаться и поститься.

Группа «Невоцерковленные» (НВц). В этой группе 21% православных, это третья по численности православная типологическая группа. В бессмертие души верят 30,5% респондентов, колеблются между верой и неверием – 39%, не верят 22%. В группе «невоцерковленные» ходят в храм редко, не каждый год 74%, никогда не были 12%, редко причащаются 38%, никогда не причащались 53% опрошенных. Читали Евангелие когда-то давно – 45% , не читали вообще 46%, иногда молятся своими молитвами 62%, а 36% не молятся вообще; 20% иногда постятся, а 84% не постятся вообще.

Показатели воцерковленности у этой группы очень низкие, поэтому эта группа православных и называется невоцерковленной. В группе «невоцерковленные» преобладают женщины, возрастная структура близка к среднему возрастным распределением. В этой групп относительно снижена доля опрошенных с высшим образованием.

«Нулевая» группа («0»). Это самая маленькая группа среди всех типологических групп в ней всего 6% православных. Она характеризуется тем, что люди, верящие в Бога и называющие себя православными, показывают нулевые показатели по индексу воцерковленности, они никогда не ходили в храм, не причащались, не читали Евангелие, не молились и не постились. Поскольку «нулевая» группа численно мала, то делать какие-то статистически достоверные выводы затруднительно. В «нулевой» группе относительно высока доля самой молодой возрастной подгруппы и самая низкая доля опрошенных с высшим образованием. Верят в бессмертие души 54%, не верят 22%, колеблются 16%.

 

Таблица 17. Сравнение групп, заданных по уровню воцерковленности[5] (удельный вес в массиве православных в %)

Группы 1992 2000 2002 2004 2006 2011
Воцерковленные 18,7 11,5 12 13 15,5 12
Полувоцерковленные 27 26,5 27,2 31 36 37
Начинающие 20,2 30,5 32,5 19,5 21 24
Невоцерковленные 26,6 24 16,8 33 24 21
Нулевая 7,5 7,8 11,5 4 3,5 6

Анализ динамики наполняемости групп по уровню воцерковленности показывает, что никаких принципиальных изменений с 2006 г. не произошло. Доля самой воцерковленной группы практически не изменилась за последние 20 лет.

Неверующие. Неверующие составляют 9%всех опрошенных. Неверующие – это единственная группа среди всех типологических групп с преобладанием мужчин (доля мужчин составляет 65%), у неверующих относительно низкая доля респондентов с высшим образованием. И в группе неверующих относительно высока доля респондентов самой молодой возрастной группы (21%). Интересно, что 35% неверующих относят себя к православию. Таким образом, хотя респонденты и идентифицируют себя как «неверующих», но определенная часть группы участвует в культовой деятельности.

Таким образом, анализ религиозности населения, основанный на данных многолетних опросов Отдела стратегических социальных и социально-политических исследований ИСПИ РАН, Фонда Общественное Мнение, трех всероссийских исследованиях религиозности населения Отдела социологии религии ИСПИ РАН выявляет следующие тенденции:

  • Православие – одно из базисных оснований самоидентификации (65% россиян). При этом часть неверующих респондентов и «верящих не в Бога, а в другие сверхъестественные силы» также идентифицируют себя как православных. И если говорить о культурной самоидентификации респондентов, то с православной культурой себя идентифицируют более 70% всех опрошенных.
  • Доля верующих респондентов продолжает расти, доля неверующих снижается, а православие остается базовым основанием самоидентификации россиян. Ислам является второй по количеству последователей религией в РФ (5%).
  • Религия является важной для большинства россиян.
  • Церковь продолжает пользоваться относительно высоким доверием россиян, занимая второе место в предложенном списке государственных и общественных институтов, однако возросший уровень не доверяющих Церкви респондентов свидетельствует о том, что кредит высокого доверия близок к исчерпанию.
  • Доля респондентов, которые достаточно активно участвуют в жизни религиозных организаций, составляет около 30%, при этом постоянно участвуют 8% опрошенных.
  • Показатели, характеризующие религиозное сознание, остаются невысокими, что говорит о том, что значительная часть респондентов, идентифицирующих себя как верующие, на самом деле плохо представляют себе то, во что они верят, и, видимо, поэтому догматы вероучения мало влияют на их жизненные цели и установки.
  • Показатели религиозного поведения православных за последние 7 лет изменились незначительно. Можно констатировать лишь снижение доли респондентов, которые никогда не были в храме, никогда не причащались и не молились. Единственное относительно значимое изменение произошло в численности респондентов, которые причащаются – их стало несколько больше. И поскольку этот показатель религиозной жизни является чрезвычайно важным, можно сказать, что некоторое увеличение воцерковленности православных все-таки происходят.
  • На основании анализа показателей религиозного поведения и сознания, а также участия в жизни религиозных организаций, мы считаем, что можно говорить о том, что в России сформировалось «ядро верующего» в религиозном населении с высокими показателями религиозного поведения и участия в религиозной жизни. Это «ЯДРО» составляет около 10-15% населения (из них не менее 10% — православные, остальные мусульмане и представители других конфессий). Вокруг этого ядра сформировалась «периферия» религиозного населения, которая составляет около 30-35%. Из них более 30% православные, остальные мусульмане и представители других конфессий). Это группа людей у которых показатели религиозного поведения несколько ниже, но их жизнь, тем ни менее, связана с религиозными общинами и приходами, они верят в бессмертие души и считают религию важной частью своей жизни.

Остальную группу респондентов, определивших себя как православных и мусульман, можно определить как культурных православных и мусульман. Для этих религиозных людей религия – это способ культурной самоидентификации, который мало сказывается на их образе жизни. Скорее религия – это некий символ, а не основа их мировоззрения.

[1] Д.Е. Фурман пишет об этом в своей работе «Старые церкви, новые верующие», СПб., М.: Летний сад, 2000, стр.16, 19.

[2] В ходе исследования было опрошено 1600 респондентов в 33 населенных пунктах РФ по репрезентативной выборке по полу, возрасту, типу населенного пункта. Исследование проходило при поддержке гранта РГНФ № 10-03-00185а.

[3] Следует отметить, что исследование проходило в ноябре 2011 еще до череды информационных скандалов вокруг РПЦ.

[4] Аналогичная ситуация складывалась в опросах религиозности с позиционированием колеблющихся скорее как верующих, чем неверующих, в ситуации отсутствия выбора. Эта проблема подробно рассматривалась в статье Синелиной Ю.Ю. Этапы изменения религиозности населения в России (1989-2006)// Государство, религия, церковь в России и за рубежом, 2009, №4

[5] Источник: Чеснокова В.Ф. Тесным путем. М.: 2005. С.260 ; Сектор социологии религии ИСПИ РАН .2006, 2011 гг.

Синелина Ю.Ю. ДИНАМИКА РЕЛИГИОЗНОСТИ РОССИЯН (1989-2012) // Социология религии в обществе Позднего Модерна (памяти Ю.Ю. Синелиной) : материалы Третьей Международной научной конференции. НИУ «БелГУ», 13 сентября 2013 г. / отв. ред. С.Д. Лебедев. – Белгород : ИД «Белгород», 2013. – 460 с. С. 324-343.

Нажмите Enter
Follow Us
On Facebook
On Twitter
On GooglePlus
On Linkedin
On Pinterest
On Rss
On Instagram