Ad Clicks : Ad Views : Ad Clicks : Ad Views : Ad Clicks : Ad Views : Ad Clicks : Ad Views : Ad Clicks : Ad Views : Ad Clicks : Ad Views :

Нестерова А.Г. Динамика религиозной ситуации в Волгоградской области (2011 — 2014 гг.)

Aннотация. В статье рассматриваются предпосылки и отдельные аспекты современной религиозной ситуации в Волгоградской области – наличие конфессий и количество религиозных организаций, функционирующих на территории области. Волгоградская область исторически имеет особый геополитический статус, так как граничит с Казахстаном, а также территориально близко расположена к регионам Северного Кавказа. Религиозная картина Волгоградской области представлена 22 вероисповеданиями, среди которых наиболее многочисленные на протяжении последних лет являются православие и ислам. Кратко представлены результаты социологического исследования религиозной ситуации в Волгоградской области в динамике за последние несколько лет, которые сводятся к следующим выводам: многонациональное население Волгоградской области обладает достаточно высоким уровнем толерантности. Вероисповедная политика в Волгоградской области способствует стабилизации духовно-нравственной обстановки, формированию толерантного сознания, укреплению основ веротерпимости, взаимопонимания людей разных национальностей и разных вероисповеданий.

Нестерова А.Г. ДИНАМИКА РЕЛИГИОЗНОЙ СИТУАЦИИ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ (2011-2014 ГГ.) // Научный результат. Социология и управление
URL: http://research-result.ru/journal/sociology/annotation/377/

Влияние религии на современные процессы модернизации в различных регионах мира и в частности Российской Федерации сегодня трудно переоценить. В современном глобальном мире происходит усиление одних религиозных направлений и ослабление других. А процесс глобализации приводит к размыванию национальной и культурной идентичности и обособлению национально-культурного взаимодействия. Последние несколько лет показали, что проблемы религиозной толерантности или наоборот – религиозного экстремизма – становятся важным политическим инструментов в руках политических сил.

Очевидным является тот факт, что определенные политические структуры используют религиозные воззрения как средство дискриминации и разделения народов (примером является современная ситуация на Ближнем Востоке). А религиозно окрашенные лозунги используются в целях дестабилизации социокультурного климата в различных регионах планеты. Религиозный экстремизм – как явление XXI века становится головной болью мирового сообщества. И если справиться с ситуацией в Ливии или Ираке рядовым россиянам не под силу, то создать атмосферу веротерпимости и толерантности в границах собственных вполне посильная задача. Вот почему мониторинг религиозной ситуации сегодня – важная и своевременная задача, способная выявить малейшие изменения в религиозном климате отдельного российского региона и принять меря для сохранения стабильности и веротерпимости.

Волгоградская область исторически имеет особый геополитический статус, так как граничит с Казахстаном, а также территориально близко расположена к регионам Северного Кавказа. Религиозная картина Волгоградской области представлена 22 вероисповеданиями, среди которых наиболее многочисленные на протяжении последних лет являются православие (около 90% респондентов), ислам (около 7% респондентов) и остальные распределены между иными вероисповеданиями примерно по 0,5-0,1 % каждое.

Несмотря на такое разнообразие религиозных институтов, религиозная ситуация в Волгоградской области сохраняет свою стабильность, отличается низкой конфликтностью и высокой толерантностью. Проведенные в 2005-2013 гг. социологические исследования религиозной ситуации и мониторинги социокультурной ситуации Волгоградской области (N=1000) позволили выявить состояние религиозной ситуации в регионе и динамику ее развития.

Одним из важных характеристик религиозной ситуации является уровень религиозности населения. Поэтому одним из основных вопросов был «Считаете ли Вы себя верующим человеком?». На протяжении исследуемого периода доля верующих респондентов изменялась незначительно. Так если в 2005 году, почти 76% респондентов назвали себя верующими, то в 2013 году количество верующих респондентов увеличилось незначительно – около 80%. При этом, каждый четвертый респондент имеет неустойчивые мировоззренческие ориентации.

Можно отметить ситуативный характер религиозности населения Волгоградской области. Это выражается в том, что большинство опрошенных респондентов обращаются «к Богу» в трудной жизненной ситуации, а в остальное время практические не посещают храмы и не соблюдают основные религиозные ритуалы. Доля респондентов, для которых религия – одна из главных ценностей в жизни незначительна, не более 4% всех респондентов. Таким образом, истинно религиозных респондентов мало. При этом степень религиозности сельского населения продолжает оставаться более высокой, чем городского населения. Основные тенденции соответствуют общероссийским показателям: среди верующих больше женщин среднего и старшего возраста, чем мужчин.

Важным показателем стабильности религиозной ситуации в регионе можно считать уровень толерантности населения. Социологические исследования показали, что для респондентов не имеет значение вероисповедание человека при определении степени доверия к нему (более 74% респондентов готовы доверять людям, независимо от его вероисповедания). В то же время не верующим доверяют менее 1% респондентов, а верующим – около 24%. В данном случае, респонденты отмечали, что абсолютно неверующий человек не заслуживает полного доверия.

Почти 70% респондентов уверенны, что все религии на территории Российской Федерации должны обладать равными правами, которые гарантированы соответствующими конституционными принципами. В тоже время, в районах, где количество православных респондентов приближается к 95% и выше, многие отмечали, что православие должно иметь преимущество как государствообразующая религия. Православие в сознании людей, независимо от пола, возраста, образования представляется религией, роль которой и в сегодняшней социально-политической жизни России достаточно велика. В основе большого числа заявленных православных как в городе, так и в области лежит представление о православии как общерусской традиционной религии, неотъемлемой части русской культуры. Преимущественное положение православия, как правило, отмечали в районах компактного проживания казаков на территории Волгоградской области (например, Ольховский, Урюпинский районы). В то же время, например, в Палласовском районе, где исторически проживают казахи, чеченцы, а представители православия составляют меньшинство – респонденты отмечали, что все религии на территории Российской Федерации должны иметь равные права.

В настоящее время можно выделить множество факторов, которые так или иначе могут повлиять на религиозную ситуацию в Волгоградской области и в России в целом. Отсутствие религиозной нетерпимости, противоречий и конфликтов по религиозным вопросам в обыденной жизни, на уровне межличностного общения – важный показатель стабильности религиозной ситуации в регионе в последнее десятилетие.

В то же время следует отметить ряд тенденций, которые наметились в религиозной ситуации Волгоградской области в последние несколько лет. Одной из таких тенденций является тот факт, что религиозные организации остаются важными социальными институтами, которые профессионально занимаются духовым и нравственным воспитанием и сохраняют высокую степень доверия граждан.

Особый авторитет традиционно сохраняет Русская православная церковь, особенно в районах области с компактным проживанием донских казаков (Урюпинский, Клетский, Михайловский и др.) Учитывая значительно преобладание православных респондентов в области, это не вызывает удивления. Несмотря на то, что РПЦ в последние годы часто оказывается в центре скандалов[4, 5, 8], доверие к ней неуклонно растет.

В то же время в обществе наблюдается рост ксенофобных настроений. Причем если раньше в ксенофобских настроениях преобладал антисемитизм, то теперь основное раздражение вызывают кавказцы, которые, в большинстве своем представляют ислам. Всплеск ксенофобии в Волгоградской области был обусловлен рядом террористических актов, осуществленных на территории Волгоградской области исламскими боевиками (2000, 2011 и 2013 гг.). Однако об открытых противостояний между православием и исламом, пока нет. Большинство конфликтов, имеющих место между представителями ислама и иных вероисповеданий, на территории Волгоградской области имеют бытовой характер, а не религиозное противостояние. Особенно часто подобные бытовые конфликты возникают в местах компактного поселения приверженцев ислама (Палласовский и Светлоярский районы).

Еще одной тенденцией, более характерной для всей России в целом, является политизация религиозных организаций, которая в разной степени характерна сегодня практически всем конфессиям.

Несмотря на кажущуюся «открытость народу» РПЦ является достаточно закрытой политической структурой с монархической формой правления и неприятием любых проявлений демократии [11]. Другим проявлением политизации является тот факт, что известные политические и общественные деятели поддерживают религиозные фонды и организации [2, 7].

В исламе политические вопросы неотделимы от собственно религиозных. Причиной политизации ислама является, по мнению некоторых исследователей, период политического возрождения, который выражается в появлении различных религиозно-политических доктрин. Например, теория «исламского пути развития» сводится к декларации о стремлении к миру, социальной справедливости, демократии, равноправию всех народов и наций, и признает ислам в качестве краеугольной основы государства [10]. А такое явление как «ваххабизм» многие видят основным источником проблем.

«Парадокс в том, что, привычно пугаясь «ваххабизма», федеральная власть, − по словам А.В. Малашенко, − пребывает в твердой уверенности в конформизме традиционного ислама как на Кавказе, так и в Поволжье, не обращая внимания на его политизацию. И если кто-то из ответственных чиновников федерального уровня вдруг узнает, что традиционный ислам также содержит политическую составляющую, а его носители полагают себя не просто союзником, но и наставником для местных политиков, то они, скорее всего, удивятся и не поверят этому обстоятельству» [3].

Еще одной тенденцией, которая вызывает наибольшее беспокойство исследователей, является «национализация» религии. Происходит переход от этнонационального компонента религии к националистическому, что представляет определенную опасность. Такие тенденции характерны и для ислама и для православия, а так же в той или иной мере затронули все религии и верования России и Волгоградской области.

Об этом косвенно может свидетельствовать тот факт, что большинство респондентов, считающих себя православными (около 76%), не верят в Бога и не считаю себя верующими. То есть православие выступает не как религия, а как признак национальной идентичности: «Я православный – значит я русский». Данный принцип закрепился не только в массовом сознании, но и в официальных концепциях РПЦ [6].

Тенденция национализации религии исходит как от общества, так и от религиозных организаций. Если для русского населения характерно причислять себя к православию, то населения территорий распространения ислама и буддизма ассоциируют себя именно с этими религиями.

Все эти тенденции позволяют охарактеризовать религиозную ситуацию Волгоградской области как устойчивую и стабильную. Многонациональное население Волгоградской области положительно относится к различным вероисповеданиям, обладает достаточно высоким уровнем толерантности. Вероисповедная политика в Волгоградской области способствует стабилизации духовно-нравственной обстановки, формированию толерантного сознания, укреплению основ веротерпимости, взаимопонимания людей разных национальностей и разных вероисповеданий. Поэтому ее дальнейшее ее развитие должно осуществляться на основе глубокого анализа, постоянного мониторинга состояния дел в сфере государственно-конфессиональных и межрелигиозных отношений, укреплении правовых основ деятельности религиозных организаций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беликова Е.О. Религиозная ситуация в Волгоградской области: социологический анализ: дис. … канд. социол. наук. Волгоград, 2007. 202 с.
2. Голос Церкви должен звучать в полную силу монархии. URL: http://simvol-veri.ru/xp/vladimir-putin-golos-cerkvi-doljen-zvuchat-v-polnuyu-silu.html (дата обращения: 02.09.2014)
3. Малашенко А. Ислам для России. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. С. 120.
4. Никонов А. РПЦ умирает. И слава Богу! URL: http://argumentua.com/stati/rpts-mp-umiraet-i-slava-bogu (дата обращения: 01.09.2014)
5. Олигархи в рясах: ТОП «роскошных» скандалов из церкви. URL: http://news.bigmir.net/ukraine/686771-Oligarhi-v-rjasah—TOP—roskoshnyh—skandalov-iz-cerkvi (дата обращения: 01.09.2014)
6. Основы социальной концепции Русской православной церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html (дата обращения: 02.09.2014)
7. Путин В.В. Сила России заключается в ее вековых ценностях. URL: http://www.pravoslavie.ru/news/72343.htm (дата обращения: 01.09.2014)
8. Самые громкие скандалы и преступления РПЦ! URL: http://www.youtube.com/watch?v=IQbQN5HyCC8/ (дата обращения: 02.09.2014)
9. Сгибнева О.И. Современная религиозная ситуация: социологический анализ // Власть. 2012. №3. С. 75-78.
10. Станкевич Г.В. Политизация религии как отражение глобализационных тенденций в современном мире. URL: http://www.rusnauka.com/11_EISN_2011/Politologia/7_84853.doc.htm (дата обращения: 09.09.2014)
11. Шаргунов А. Мир без православной монархии. URL: http://www.pravoslavie.ru/smi/46441.htm (дата обращения: 29.08.2014)
12. Швечиков А. Русская православная церковь и монархия. URL: http://ruskline.ru/news_rl/2013/04/06/russkaya_pravoslavnaya_cerkov_i_monarhiya/ (дата обращения: 27.08.2014)