Буддийское «Путешествие в Икстлан»

Буддийское «Путешествие в Икстлан»

Если говорить о книгах, массово повышающих читательский интерес к определённым религиям и странам, то в постсоветской России интерес к буддизму и Тибету существенно подняли книги ирландского теософа, писавшего под псевдонимом Лобсанг Рампа. Поскольку слово «теософия» в книгах не упоминалось, читатели полагали, что таков он и есть, тибетский буддизм, в то время как российские последователи Гелуг писали гневные разоблачительные опусы на популярном в те годы форуме проф. Е.А. Торчинова.

Книги, которым посвящена данная рецензия, рассказывают не про Тибет, хоть и касаются буддизма, но шансов получить одобрение Буддийской традиционной Сангхи России у них не больше, чем у работ Лобсанга Рампы, что, впрочем, не является минусом. Уже в текущем 2017 году в свет вышли две книги автора, пишущего под псевдонимом Олег Гор, имеющие, как показалось, коммерческие названия «Просветлённые не ходят на работу» и «Просветлённые не берут кредитов». В весьма остросюжетном ключе, от первого лица, они передают историю проживавшего в Тайланде российского бизнесмена, ставшего учеником местного монаха по имени брат Пон. Повествование не содержит обилия санскритских терминов, характерного для буддийской литературы, его привлекательной стороной является изложение некоторых основ буддийской философии весьма простым языком, а также подробное описание ряда буддийских практик и переживаний, сопровождающих их выполнение. Те, кто не понаслышке знаком с буддологией, едва ли устоят перед искушением терминологически идентифицировать описанные практики, включая столь будоражащую сознание западного человека практику Чод Махамудры (во второй книге). Тем не менее, во время чтения возникает ощущение жанрового сходства с чем-то слегка забытым, но хорошо знакомым. Может быть описанное обилие мистического опыта тому виной, но точно — более всего это напоминает «Путешествие в Икстлан», третью книгу Карлоса Кастанеды, в которой уже нет описаний пейотных видений, а как раз начинается его обучение.

Нет, это вовсе не означает, что под маской буддизма здесь излагается нечто похожее на философию Хуана Матуса, хоть брат Пон и похож на него по характеру (и на дона Хенаро тоже), но и классической Тхеравадой, характерной для региона, где, согласно автору, происходили события, описанный буддизм тоже не назвать. С религиоведческой точки зрения будет весьма интересно понаблюдать за тем, как сложится творческий путь автора в сравнении с путём Карлоса Кастанеды и учётом современных российских реалий. Станет ли Олег Гор российским или буддийским вариантом знаменитого латиноамериканца или в конечном итоге окажется, что их феномены имеют мало общего. По сообщению автора, работа над третей книгой «Просветлённые не боятся темноты» уже завершена, так что, как гласит знаменитый афоризм, будем посмотреть…

Подробнее о книгах

А.И. Тюрин, религиовед,
главный редактор religious.life