Мормоны в современной России (2010)

М

В 2010 году в федеральных и региональных российских СМИ[1] было отмечено 24 представляющих исследовательский интерес публикации, сообщавших – в той или иной форме, – о деятельности последователей Церкви Иисуса Христа святых последних дней (далее – ЦИХСПД) на территории Российской Федерации. Ряд публикаций интересен, прежде всего, фактом сообщения о деятельности мормонов в конкретном регионе России (в алфавитном порядке):

а) Бурятия (Информ Полис [Улан-Удэ], 06.03.2010);

b) Ленинградская область (Православный Санкт-Петербург, 15.06.2010);

c) Магаданская область (Вечерний Магадан, 03.06.2010);

d) Москва (Аргументы и Факты, 03.02.2010; Комсомольская правда, 05.02.2010; Огонёк, 15.02.2010);

e) Новосибирская область (Честное слово [Новосибирск], 02.06.2010);

f) Приморский край (НГ-Религии, 01.12.2010);

g) Ростовская область (Вечерний Ростов [Ростов-на-Дону], 24.06.2010; Вперед [Батайск], 16.07.2010);

h) Рязанская область (Комсомольская правда в Рязани, 17.06.2010);

i) Тверская область (Тверская жизнь, 28.01.2010);

j) Тюменский регион (Московский Комсомолец — Югра [Сургут], 21.04.2010);

k) Челябинская область (Челябинский рабочий, 15.01.2010; Независимая Газета, 16.11.2010).

Помимо представленных регионов в Башкортостане, хоть и не сообщается прямо о деятельности мормонов, рекомендуется сообщать об их деятельности в правоохранительные органы (Республика Башкортостан [Уфа], 21.01.2010).

Особо интересным, в плане анализа присутствия последователей ЦИХСПД, представляется Саратовский регион, в котором продолжается многолетняя битва филиала Российской Ассоциации Центров изучения религий и сект (РАЦИРС, руководит им Александр Дворкин) – саратовского Центра религиоведческих исследований, возглавляемого Александром Кузьминым, – и рупора ЦИХСПД (как и ряда других новых религиозных движений в регионе), газеты «Богатей».

 

§1. Мотив I – II. Саратов, Александр Кузьмин vs. «Богатей»

Александр Кузьмин:

Ia. Несколько недель назад в Саратов прибыло мощное подкрепление уже обосновавшимся здесь мормонам. По некоторым данным, на помощь «коллегам» по вере на практику, по самым приблизительным подсчетам, прибыло порядка ста человек. Одна из молельных комнат мормонов находится буквально через дорогу от классического университета. В регионе мормоны — одна из самых активных деструктивных сект. Ее адепты вербуют на улицах Саратова в районе улиц Кирова, Московской, Чернышевского, на 1, 2, 3-й Дачных, в Солнечном, на Ильинской площади и площади Орджоникидзе, близ Сенного рынка. Много мормонских вербовщиков в Энгельсе — как в центре города, так и у вокзала. Мормоны обещают обучить английскому.

Репортер [Саратов], 16.06.2010.

 

Ib. …Мормоны вербовали абитуриентов прямо у досок с результатами сдачи вступительных экзаменов.

Репортер [Саратов], 19.05.2010

 

В издании «Богатей» представлены выступления в защиту последователей ЦИХСПД:

IIa …Я убежден, что настороженное отношение саратовцев к мормонам основано исключительно на отсутствии достоверной информации об этой церкви и господстве в обществе пугающих мифов, насаждаемых радикальными сектоведами. Следовательно, время и общественно-социальные дела мормонов все поставят на свои места. И дом собраний мормонов на ул. М. Горького уже в недалеком будущем обязательно будет достроен и займет свое достойное место в саратовском городском ансамбле (Александр Никитин).

Богатей [Саратов], 14.01.2010

 

IIb. [Жаль, что нет мормонов] в альманахе «Лица Саратовской губернии 2009» (Юрий Чернышов).

Богатей [Саратов], 28.01.2010

 

IIc. [Надежду на нравственное оздоровление жителей Саратова Александр Никитин также возлагает на мормонов.]

Богатей [Саратов], 18.02.2010

 

IId. [12 мая в доме-музее Н.Г. Чернышевского [Саратов] был проведен круглый стол на тему «Духовно-нравственные ценности и современная школа». Юрий Чернышов критикует высказывания о мормонах, сделанные православным священником.]

Богатей [Саратов], 20.05.2010

§2. Мотив III. Развитие религиозных институций

В различных регионах России последователи ЦИХСПД в разной степени заняты развитием своих институций: от малочисленных общин (Магаданская и Рязанская области) до серьезного присутствия в регионе (не только Саратов, но и Ростовская область – две организации, Приморский край – три организации и т.п.). В ряде регионов сообщается о попытках построить храм или получить на эту постройку разрешение:

IIIa. Обнаружена подземная церковь мормонов, оформленная как квартира под временное проживание» (рядом с поселком «Сокол», САО г. Москвы) (Олег Митволь).

Аргументы и Факты, 03.02.2010

 

IIIb. …Улан-удэнские мормоны собираются построить свой храм недалеко от школы №48 на Шишковке.

Информ Полис [Улан-Удэ], 06.03.2010

 

IIIc. Выборг — первый в России город, где построен мормонский храм.

Православный Санкт-Петербург, 15.06.2010

 

IIId. В Ростове-на-Дону в здании бывшего детского сада (улица Ле-Мана, 5; это в Советском районе, неподалеку от городской больницы №20) обосновались мормоны.

Вечерний Ростов [Ростов-на-Дону], 24.06.2010

 

IIIe. [Новосибирские мормоны] завлекают на свои семинары под видом изучения английского «с носителем языка».

Честное слово [Новосибирск], 02.06.2010

 

IIIf. На территории Батайска уже несколько лет существует мормонская секта. Еще в начале 90-х ее представители обращались к властям с просьбой о разрешении строительства на территории нашего города мормонского храма, но получили отказ.

Вперед [Батайск], 16.07.2010

§3. Мотив IV. Объемные тексты

За рассматриваемый период о мормонах вышло только два больших и серьезных текста – как по месту издания, так и в содержательном аспекте. первый – материал «Российской газеты» от 28.05.2010, представляющий отчет Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, в котором есть часть о ЦИХСПД, которую мы приводим ниже полностью:

IVa. В отчетном году к Уполномоченному обратился президент религиозной ассоциации Церкви Иисуса Христа святых послед­них дней (мормоны). Он сообщил о том, что в шестнадцати субъектах Российской Федерации действуют нормативные акты, содержащие состав административного правонарушения, как «приставание к гражданам в общественных местах с целью навязывания им религиозных убеждений.

В этой связи Уполномоченный провел правовую экспертизу соответствующих нормативных правовых актов Амурской, Белгородской, Вологодской, Ивановской, Костромской, Омской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Томской и Ульяновской областей, Красноярского и Хабаровского краев, Республик Башкортостан, Дагестан и Кабардино-Балкарской Республики. К немалому удивлению всех участвовавших в экспертизе специалистов указанные нормативные правовые акты действительно содержат такие диковинные составы административного правонарушения.

В заключении Уполномоченного, которое было направлено главам указанных регионов, была выражена просьба принять меры для исключения дискриминационной нормы, ущемляющей права и свободы граждан. На момент подписания настоящего доклада из Амурской, Ивановской, Смоленской и Томской областей, Красноярского края, Республики Башкортостан и Кабардино-Балкарской Республики поступили ответы, в которых выражалось согласие с позицией Уполномоченного и сообщалось о том, что в ближайшее время в указанные нормативные правовые акты будут внесены соответствующие изменения. Из других перечисленных выше субъектов Российской Федерации ответы пока не поступили. Вопрос остается на контроле у Уполномоченного.

Российская газета, 28.05.2010

 

Второй материал, представленный в издании «НГ-Религии» от 18.08.2010, повествует об открытии мормонского храма в Киеве [время свободного посещения: с 7 по 21 августа 2010 года]. Несмотря на то, что Киев – столица Украины, материал опубликован в российском издании и, как мы полагаем, пусть и формате дополнительного должен присутствовать в этом разделе:

IVb. …Мормоны воздвигли в Киеве храм. Новый храм предназначен для удовлетворения духовных запросов верующих Украины, центральной части России и других стран СНГ. У мормонов существует два типа культовых сооружений: кроме храмов, повсеместно строятся дома собраний. Последние служат для приходских нужд, а в храм мормоны совершают особые паломничества.

На участке земли на промышленной окраине Киева расположился религиозный комплекс, включающий храм, дом собраний и жилые корпуса. Несколько гектаров земли представляют собой стерильное пространство, четко расчерченное дорожками, разрезающими идеально ровные газоны на резиновой основе. Со стороны окружного шоссе участок отделен достаточно высокой насыпью. Храм виден проносящимся мимо автомобилистам, а вот идущие к нему верующие – уже нет.

До 21 августа включительно в киевском храме объявлены дни открытых дверей, чтобы все желающие могли ознакомиться с жизнью и учением общины. Затем храм будет освящен, и двери его навсегда закроются для посторонних.

Внутри храм разделен на множество помещений, убранство которых не балует разнообразием. Позолота на белом мраморе, гигантские хрустальные люстры, толстые белоснежные ковры. В центре помещений – алтари, напоминающие плюшевые пуфики. По замыслу зодчих, такие интерьеры лучше всего дают символическое представление о загробном мире и иные особенности учения мормонов.

Почему храм решили построить именно в Украине? Конечно, в Москве было бы «статуснее», да и удобнее добираться паломникам из Азии. Объяснением этому может быть гораздо большая терпимость по отношению к заморским вероучениям и организациям в Украине, чем в России с ее негласным приоритетом традиционных религий.

…Кроме утилитарного, основание храма на берегах Днепра получает дополнительное символическое значение. Как в X веке из Киева христианство распространилось на всю Русь, так в наши дни «восстановленная» Церковь также начнет свое победное шествие по просторам Евразии из столицы незалежной Украины. Все это происходит спустя несколько дней после того, как в Киеве побывал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, отметил здесь День крещения Руси и много говорил о восстановлении православной традиции в славянских государствах.

НГ Религии, 18.08.2010

 


[1] При подготовке материалов использовалась база публикаций СМИ «Интегрум» (http://integrum.ru).