Воронцова Е.В. Религиоведческие издания в России (2000-2013)

В

Материалы подготовлены по гранту РГНФ №13-03-00497, «История отечественного религиоведения: XX — начало XXI вв.»

Аннотация: Статья посвящена обзору религиоведческих изданий, вышедших в свет в России с 2000 по 2013 г. Помимо монографий и учебных пособий были рассмотрены также публикации по религиоведению в периодических изданиях. Обзор выполнен по следующим направлениям: история и методология религиоведения, философия религии, социология религии, психология религии и феноменология религии (публикации по истории религии не рассматриваются). Данное библиографическое обозрение может служить значительным подспорьем для дальнейшего анализа современного состояния и перспектив религиоведения как научной и учебной дисциплины в России.

Ключевые слова: история и методология религиоведения, философия религии, социология религии, психология религии и феноменология религии.

 

Введение

Для осмысления современного состояния религиоведения в России в данной статье мы предпримем попытку обозреть религиоведческие издания, вышедшие в России с 2000 г. Мы постараемся выделить и охарактеризовать основные направления в религиоведении так, как они представлены в учебниках, монографиях, статьях, эссе и учебных программах.

Мы будем придерживаться разделения на следующие пять направлений в современном религиоведении: история и методология религиоведения, философия религии, социология религии, психология религии и феноменология религии. Из нашего обзора мы сознательно исключаем рассмотрение истории религий, поскольку эта тема требует отдельного кропотливого исследования. Современные издания по истории религий очень часто выходят за границы чисто религиоведческих работ и создаются историками, теологами, антропологами или филологами. Поэтому данная обширная тема несомненно нуждается в специальном изучении.

Задача библиографического описания многообразной литературы по религиоведению последних лет ставилась в таких работах, как небольшая  брошюра А.П. Скогорева «Религиоведение. Предметно-тематический указатель», книга А.Н. Швечикова «Религиоведение: библиография российских изданий (1990-2002)», а также сводный указатель работ по политологии, истории, религиоведению и философии за 1973-2004 гг.. Вышедшая в журнале «Археус» англоязычная статья выпускников и преподавателей из МГУ «Религиоведение в России: библиографические эссе» также затрагивает тему религиоведческих изданий в России, однако более половины статьи относится к обзору изданий по истории религий. Основным источником библиографических сведений по данной теме можно назвать вестник ИНИОН по религиоведению, выходящий шесть раз в год с 1993 г. Кроме того, рецензии и аннотации к новым изданиям по религиоведению регулярно появляются на страницах периодических изданий, прежде всего, здесь следует упомянуть раздел «Кругозор» в журнале «Религиоведение» (журнал основан в 2001 г., выходит 4 раза в год, входит в список изданий ВАК), раздел «рецензии» в обновленном журнале «Государство, религия, церковь в России и за рубежом» (журнал издается с 1968 г., выходит 4 раза в год, включен в перечень ВАК).

Предваряя наш краткий обзор, хотелось бы сделать общее замечание: качественной учебной и научной религиоведческой литературы в России по-прежнему выходит крайне мало. Периодических изданий, специализирующихся исключительно на религиоведении нам известно всего три: уже упомянутые «Религиоведение», «Государство, религия, церковь в России и за рубежом», а также журнал «Религиоведческие исследования». Для большинства издателей выпуск подобной литературы – это всегда определенный коммерческий риск (разумеется, за исключением таких модных тем, как исламизация, религиозный экстремизм и эзотерика). Тем не менее, мы можем назвать целый ряд интересных работ по различным проблемам религиоведения, вышедших за последние двенадцать лет.

 

История и методология религиоведения в России 

Постепенная институциализация религиоведения в России и расширение выпускающих университетских подразделений позволили некоторым религиоведам сосредоточиться на осмыслении проблем самой дисциплины. В 2006 г. в Санкт-Петербурге была издана небольшая книга профессора, зав.каф. философии религии и религиоведения СПбГУ М.М. Шахнович «Очерки истории религиоведения». Анализ методологии религиоведения проводился в работах исследователя из МГУ А.Н. Красникова. Эта тема отражена в серии его статей на страницах журнала «Религиоведение», в также в двух монографиях: «Методология классического религиоведения» и «Методологические проблемы религиоведения». Обе монографии написаны на материале западных религиоведческих работ, среди которых особое место занимает двухтомник  «Классические подходы к изучению религии» под редакцией Ж. Ваарденбурга и двухтомник «Современные подходы к изучению религии» под редакцией Ф. Уэйлинга. В 2006 г. под редакцией А.Н. Красникова и в сотрудничестве с А.П. Забияко и Е.С. Элбакян была издана обширная и весьма содержательная энциклопедия «Религиоведение». В ее создании приняли участие более ста авторов из Москвы, Санкт-Петербурга, Барнаула, Благовещенска, Тюмени, Новгорода и др. городов. Иллюстрированное и дополненное новое издание словаря вышло два года спустя под заголовком «Энциклопедия религий» .

Истории советского религиоведения посвящены два важных издания 2009 года. Речь идет о четырехтомной «Антологии отечественного религиоведения» из серии «Вопросы религии и религиоведения», подготовленной кафедрой государственно-конфессиональных отношений РАГС как приложение к журналу «Государство, религия, церковь в России и за рубежом» и юбилейном издании «Пятьдесят лет кафедре философии религии и религиоведения философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова». В состав антологии в частности вошли статьи, написанные в 1961-1991 гг. сотрудниками Института научного атеизма, а также с 1994 г. по настоящее время сотрудниками кафедры государственно-конфессиональных отношений РАГС. Статьи в антологии посвящены в том числе методологии религиоведения, философии, социологии и психологии религии, что позволяет составить достаточно полную картину исследовательских тем и методов в советском религиоведении. Следует отметить, что работы советского времени, как подчеркивают составители в предисловии к антологии, из уважения к памяти авторов были подвергнуты некоторой «компенсаторной правке». В состав юбилейного сборника кафедры философии религии и религиоведения МГУ вошли фрагменты работ ушедших из жизни ученых кафедры. Среди них статьи по психологии и социологии религии, методологии религии и истории религий.

В той же серии «Вопросы религии и религиоведения» вышел в свет двухтомник «Религиоведение в России в конце ХХ – начале XXI в.». В этом сборнике, помимо общетеоретических вопросов, выдвигается идея наличия в отечественном религиоведении сложившихся теоретических школ. Этот выпуск посвящен истории религиоведческих школ в РАГС и МГУ (по материалам юбилейной конференции «Власть и религия в истории России» к 45-летию кафедры государственно-конфессиональных отношений РАГС и «Религиоведение в России» к 50-летию кафедры философии религии и религиоведения МГУ). Следующий выпуск посвящен истории петербургской религиоведческой школы и наконец последний выпуск связан с историей и современным состоянием религиоведения в Украине.

Помимо переиздания трудов советского времени, был написан ряд работ, посвященных осмыслению  религиоведческого наследия прошлых лет и анализу перспектив современного состояния дисциплины. Среди них следует упомянуть полемическую статью М.Ю. Смирнова «Религиоведение в России: проблема самоидентификации», И.Н. Яблокова о дискуссиях вокруг истории религиоведения, размышления Е.С. Элбакян о советском религиоведении, статью А. Ю. Рахманина о метатеории религиоведения, В.Ю. Шмелева о методологических основаниях религиоведения, П.Н. Костылева «Российское религиоведение в мировом контексте», а также сборник по итогам одноименной конференции «Религиоведение на постсоветском пространстве». Следует также отметить недавно вышедшую в свет монографию И.П. Давыдова «Эпистема мифоритуала» в которой автор делает попытку выстроить систему религиоведческих дисциплин и указывает на роль эпистемологии религиоведения как методологической дисциплины. Помимо работы И.П. Давыдова в 2013 г. также вышла в свет книга- размышление М.Ю. Смирнова «Религия и религиоведение в России», значительная часть которой посвящена истории отечественного религиоведения (главным образом в ракурсе социологии религии).

Дискуссия о точке отсчета религиоведения в России пока остается открытой. Среди возможных дат зарождения дисциплины в нашей стране называют и середину XVIII в., и вторую половину XIХ в., и 60-е гг. ХХ в. и даже постперестроечные 90-е гг. К настоящему времени вышел целый ряд статей, посвященных рассмотрению отдельных исследователей как основоположников религиоведения в России. Речь идет о статье А.П. Забияко по А.Н. Веселовскому, М.С. Хотеевой по П.Л.Лаврову, М.М. Шахнович и Т.В. Чумаковой по Н.М. Маторину, П.Н. Костылева по М.В. Ломоносову. Следует также упомянуть исследования по отдельным историческим периодам в истории отечественного религиоведения – это работа М.М. Шахнович по истории религиоведения в XVIII в., статья и кандидатская диссертация Е.В. Меньшиковой по истории отечественного религиоведения в 20-30-е гг.  ХХ в..

В ряде периодических религиоведческих изданий также появлялись публикации по данной тематике. Так, в журнале «Религиоведение» регулярно появляются публикации в разделе «Социология религии», «Психология религии», «Философия религии», «Религия  и право» и т.п. На страницах этого журнала нашла в частности свое отражение популярная на Западе дискуссия о проблеме методологического атеизма (статьи М.О. Шахова и Б.А. Бочарова). В рубрике «переводы» впервые на русском языке были опубликованы фрагменты работ Р. Отто, Р. Петтацони, В.Б. Кристенсена и других. Среди периодических изданий стоит также упомянуть журнал «Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение» (входит в список ВАК), «Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»» (4 номера в год, входит в список ВАК), «Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия Философские науки. Религиоведение» (входит в список ВАК), альманах “RELIGO” (вышел всего один номер), вестник РСПР (Российского сообщества преподавателей религиоведения; пока также вышел всего один номер журнала) и журнал «Религиоведческие исследования».

В конце 2000-х гг. в новом стандарте по религиоведению появляется курс «История отечественного и зарубежного религиоведения». В крупных религиоведческих центрах издаются соответствующие программы. Одна из них – программа М.М. Шахнович была опубликована на страницах журнала «Религиоведение» в 2008 г.

Теоретические вопросы религиоведения поднимаются также в ряде ученых пособий последних лет, в том числе в учебных пособиях по религиоведению под редакцией Е.И. Аринина, А.А. Радугина, М.Г. Писманика, М.М. Шахнович, И.Н. Яблокова.

Одной из наиболее актуальных дискуссий последних лет стал вопрос о соотношении теологии и религиоведения. Часть религиоведов отказываются принимать теологию в статусе светской науки и высказывают опасения в том, что теология может подмнить собой религиоведение (об этом в неоднократно писала Е.С. Элбакян, М.Ю. Смирнов, Ф.Г Овсиенко, а также Е.И. Аринин). В то же время  К.М. Антонов в статье «Теологи и/или религиоведение» разводит религиоведение и теологию следующим образом: «теология рассматривает религиозный опыт в перспективе истории конкретной Церкви, религиоведение — в перспективе истории религии как таковой, не сводимой к истории конкретных отдельных «религий»», указывая также на необходимость взаимодействия и полемики этих двух дисциплин.

 

Философия религии

Толкование философии религии в России в значительной степени отличается от европейской традиции. Философия религии зачастую рассматривается как базовая дисциплина для религиоведения. Первые кафедры, занимающиеся изучением истории и теории религии, появляются в СССР в 60-е гг. именно на философских факультетах.

В большинстве современных учебных пособий философия религии по-прежнему рассматривается именно в этом ключе. Яркий пример – изданный в 2007 г. сборник статей зав. каф. философии религии и религиоведения МГУ И.Н. Яблокова «Философия религии». В этом же ряду следует назвать книгу Л.Н. Митрохина «Философские проблемы религиоведения», в состав которой вошли статьи о соотношении религии и науки, религии и морали, религии и политики и т.п., а также работы Д.В. Пивоварова.

В качестве отдельного направления в отечественной религиоведческой мысли можно выделить позицию В.К. Шохина, занимающегося разработкой проблем философии религии с привлечением значительного теологического материала. Под его редакцией вышли в свет уже три альманаха «Философия религии» при участии зарубежных философов, теологов и религиоведов. Вокруг этих трех томов в одном из выпусков Вестника ПСТГУ развернулась интересная полемика между редактором сборника В.К. Шохиным и его оппонентом И.П. Давыдовым. Суть дискуссии сводится к тому, что рецензент обнаруживает в сборниках смешение философских и теологических планов, а редактор сборника в ответ со ссылкой на Р. Суинберна указывает, что «аналитическая философия религии и представляет собой ту самую философскую теологию, против которой борется рецензент». Таким образом, В.К. Шохин подчеркивает, что теизм занимает важное место в современной западной традиции философии религии и поэтому в альманахе этой теме отводится значительное место.

В уже упомянутой выше монографии И.П. Давыдова «Эпистема мифоритуала» философия религии выводится за скобки религиоведческих дисциплин, автор также отказывает ей в возможности выполнения метатеоретических функций по отношению к религиоведению.

В учебном пособии «Проблемы философии и религиоведения» под редакцией А.Н. Красникова, Л.М. Гаврилиной и Е.С. Элбакян авторы, вслед за Ю.А. Кимелевым,. отказывают философии религии в роли методологической базы религиоведения.

Проблемы философии религии в России поднимаются в книге О.Т. Ермишина «Философия религии»   и монографии К.М. Антонова «Философия религии в русской метафизике XIX –  XX века» .

За последние годы был издан также ряд хрестоматий, в том числе под редакцией П.С. Гуревича и В.Е. Данилова. К сожалению последняя включает работы по философии религии, написанные до 1830 г. (часть из них была переведена на русский язык впервые).

В журнале «Религиоведение» в 2003 г. была опубликована программа курса «Философия религии», читающегося в МГУ (составители З.А. Тажуризина и А.Н. Красников).

 

Социология религии

Современная социология религии в России во многом продолжает традиции советской науки. За последние годы вышел в свет целый ряд обзоров, посвященных эмпирическим исследованиям, однако теоретических работ в этой области по-прежнему недостаточно.

Эмпирические исследования современной религиозной ситуации в России отражены в целой серии книг. Среди них следует упомянуть результаты проекта «Энциклопедия современной религиозной жизни России», реализованного отечественными социологами в сотрудничестве с Кестонским институтом по итогам полевых исследований, проведенных в 1994-2001 годах в 78 субъектах РФ, опубликованные сначала в виде однотомного издания «Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России» , а позднее вышедшие в виде масштабного трехтомного исследования «Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания». Этот же исследовательский коллектив (под руководством М. Бурдо и С. Б. Филатова) подготовил чуть позже и трехтомный «Атлас современной религиозной жизни в России» . Результатом другого совместного проекта, на этот раз предпринятого Академией наук России и Финляндии, включавшего данные четырех всероссийских опросов, проведенных в 90-е гг., а также в 2002 и 2005 гг., стали два издания: «Старые церкви, новые верующие», «Новые церкви – старые верующие – старые церкви, новые верующие: религия в постсоветской России» .

Тема религиозности и религиозных практик в России может быть названа одной из наиболее изученных и популярных. Среди работ по данной теме следует назвать сборник по материалам конференции 2002 г. «Исследования по народной религиозности: современное состояние и перспективы развития», совместный русско-французский сборник «Религиозные практики в современной России», сборник «Приход и община в современном православии: Корневая система российской религиозности». В работах В.Ф. Чесноковой была предложена методика расчета индекса воцерковленности для православных верующих, которая впоследствии была использована в книгах ее ученицы, Ю.Ю. Синелиной. Кроме того, следует указать на статьи В.Я. Бранденбурга, Е.С. Элбакян и С.В. Медведко по современной религиозной ситуации в России; статью Т.А. Фолиевой по рлигиозной социализации, а также тематический номер журнала «Государство, религия, церковь в России и за рубежом», посвященный теме религиозных практик в СССР.

По истории социологии религии в России и современному состоянию следует назвать статьи М.Ю. Смирнова, а также его «Очерк истории российской социологии и религии» . Кроме того, в 2011 г. М.Ю. Смирнов подготовил первый в своем роде тематический словарь по социологии религии. Кроме собственно словаря, данная работа включает краткий обзор истории социологии религии в качестве введения, а также достаточно обширную библиографию отечественной и зарубежной литературы по социологии религии. Словарь состоит из более чем трехсот словарных статей.

По современным западным подходам в социологии религии публикаций все еще крайне мало – назовем только статью Р.О. Сафронова по современным западным социологическим теориям, С.А. Опалева по теории рационального выбора, а также Д.А. Узланера по неклассической модели секуляризации.

Среди учебно-методических материалов упомянем о ученых пособиях В.И. Гараджи , В.И. Веремчука, Б. А. Смагина,  Э. Ю. Майковой, а также опубликованных в журнале «Религиоведение» программах курса «Социология религии и секуляризации», подготовленной для соцфака НИУ ВШЭ Ж.В. Корминой и «Социология религии» В. И. Гараджи и Е. В. Гараджи.

 

Психология религии

Наряду с социологией религии, психология религии была одной из самых значимых областей в советском религиоведении. Не смотря на то, что данное направление переживает сегодня как в России, так и на Западе серьезный кризис, некоторые работы в этой области все же были написаны за последнее десятилетие.

Был издан ряд учебных пособий по психологии религии, среди них назовем учебное пособие «Психология религии» под редакцией Е.И. Аринина и И.Д. Нефедовой, «Религиозное сознание» под редакцией А.И. Яковлева, главу Е.В. Рязановой (Орел) по психологии религии в учебнике «Введение в общее религиоведение», а также учебник А.А. Белика «Культура и личность. Психологическая антропология. Этнопсихология. Психология религии». Последнее издание целиком посвящено такой малоизученной в отечественной науке области как этнопсихология.

В журнале «Религиоведение» в рубрике «психология религии» был опубликован ряд статей по методологии в психологии религии, а также по отдельным направлениям в психологии религии. Это работа по К.Г. Юнгу В.М. Сторчак, по О. Ранку А.А. Робозеевой, по Э. Фромму А. Бочанова, по постклассическому психоанализу Е.А. Горяченко, по толкованию религиозного текста в психоанализе А.Н. Коваль, Н.Н. Мусхелишвили, В.М. Сергеева и Д.Л. Спивака, по я-концепции личности Д.С. Крюкова, по теории религиозного обращения Л.П. Ипатовой. Кроме того, стоит назвать статью Р.В. Маркина по истории психологии религии.

В Альманахе «RELIGO» в 2008 г. были переизданы переводы классиков психологии религии П. Жане, Т. Флурнуа, и В. Мак-Дуголла.

Получило развитие и такое направление как православная психология религии, ярким примером работ в этой области могут служить работы Ю.М. Зенько, в том числе его монографии «Психология и религия»(2002) и «Психология религии» (2009).

В России появились также работы, посвященные когнитивным исследованиям. Первой публикацией на эту тему можно считать небольшую главу в «Очерках по истории религиоведения» М.М. Шахнович. Также следует отметить ряд статью П.Н. Костылева  «Когнитивное религиоведение: современное состояние исследований» и Е.О. Калмыковой «Отклик теологии на когнитивное религиоведение». Важным источником по теме когнитивного религиоведения может служить также электронный тематический ресурс – портал «Религиозная жизнь», на котором в разделе «Переводы» в настоящее время можно найти статьи западных авторов по когнитивным исследованиям религии – речь идет о статьях И. Пюсиайнена, Й. Сёренсона, Д. Андерсен.

 

Феноменология религии

Тема истории феноменологии религии впервые была подробно рассмотрена в статьях А.Н. Красникова и А.П. Забияко, а также в ряде работ М.А. Пылаева. Особо следует отметить монографию М.А. Пылаева «Категория «священное» в феноменологии религии, теологии и философии XX века». Эта книга стала логическим продолжением работ «Феноменология религии Рудольфа Отто» (2000) и «Западная феноменология религии. Теоретико-методологические основания и перспективы построения религиоведения как науки о святом» (2006), а также ряда статей автора. В работе подробно освящено содержание дискуссий о священном в феноменологии религии, теологии и философии религии в XX в. Выход книги предварил появление докторской диссертации М.А. Пылаева, защита которой состоялась в марте 2012 г.

В 2011 г. темой 5/6 номера журнала «Религиоведческие исследования» была феноменология религии. Помимо статей отечественных авторов по феноменологии религии (К.М. Антонов, М.А. Пылаев, Е.С. Соколов), в журнале также опубликован перевод статьи современного западного феноменолога религии А. Шармы о природе различий между историей религии и феноменологией религии.

В рубрике «Классика мирового религиоведения» журнала Религиоведение были опубликованы переводы статей Р. Петтацони, У.Б. Кристенсена, а также фрагменты работы Р. Отто «Священное», некоторые письма и материалы к биографии Р. Отто. Одной из самых востребованных фигур в отечественных исследованиях феноменологии религии стал М. Элиаде, о котором вышли статьи А.П. Забияко, О.К. Михельсон, А.А. Горохова. В 2004 г. в том же журнале была опубликована программа М.М. Шахнович по курсу «Феноменология религии» и комментарии к ней.

В 2008 г. вышел полный перевод работы Р. Отто «Священное», выполненный А. Руткевичем. Тему священного в работах Г. ван дер Леу и Й. Ваха анализирует также в одной из своих статей М.А. Пылаев.

Подводя итоги нашего небольшого обзора, следует отметить, что современное религиоведение в России все еще находится в состоянии становления и поиска путей внутренней самоидентификации. Не смотря на значительный объем публикаций во всех рассмотренных областях этой науки (история и методология религиоведения, философия религии, социология религии, психология религии и феноменология религии), единого взгляда ни на структуру дисциплины, ни на ее методологию пока не существует. Многие теоретические и практические вопросы нуждаются в дальнейшем рассмотрении исследователей. При этом знакомство с опытом западных коллег-религиоведов все еще является в лучшем случае поверхностным для большинства исследователей. Центры, где религиоведение в той или иной форме начало развиваться еще в советскую эпоху, сегодня заявляют о себе как о сложившихся религиоведческих школах. Однако говорить о наличии научных школ в религиоведении в России сегодня, на наш взгляд, пока преждевременно. Хотя процесс институционализации религиоведения как научной и учебной дисциплины в России уже идет полным ходом.

 

Religious Publications in Russia

(2000–2013)

E. Vorontsova

 

This article presents a panoramic view of religious publications which appeared in Russia from 2000 to 2013. Aside from monographs and textbooks, publications dealing with religious studies and periodicals were also examined. The material was divided into the following categories: the history and the methodology of religious studies, the philosophy of religion, the sociology of religion, the psychology of religion, and the phenomenology of religion (publications dealing with the history of religion were not taken into account). This bibliographical collection may serve as an important incentive for further analysis of the contemporary content of and perspectives for religious studies as an academic discipline in Russia.

Keywords: history and methodology of religious studies, philosophy of religion, sociology of religion, psychology of religion, phenomenology of religion.

Вестник ПСТГУ
I: Богословие. Философия
2013. Вып. 4 (48). С. 101–119