Вышел новый номер журнала «Религиоведческие исследования»

В

Научный журнал «Религиоведческие исследования», издающийся с 2009 года и входящий в индекс РИНЦ, выпустил новый номер (2015, №2), посвященный академическому исследованию западного эзотеризма – относительно молодой области исследований, институционально оформившейся только во второй половине ХХ века. Несмотря на относительно недавнее институциональное оформление, данное направление научной работы уже завоевало достаточно прочные позиции в академическом пространстве: в настоящее время во Франции, Голландии, Германии и США существуют выпускающие кафедры, готовящие профессиональных исследователей эзотеризма, в Европе и Северной Америке активно действуют профильные научные ассоциации, а конференции, посвященные академическому исследованию эзотеризма, регулярно проходят в различных странах мира.

В России история эзотерических учений традиционно рассматривается как особая область в составе религиоведения и входит в паспорт соответствующей специальности. В то же время, в последние годы углубляется понимание того, что исследование эзотеризма представляет собой самостоятельное междисциплинарное направление научной работы, в котором взаимодействуют исследователи различных специальностей: не только религиоведы, но также историки, этнографы, востоковеды, филологи, специалисты по истории философии и другие.

Постепенное выделение академического исследования эзотеризма в самостоятельную область исследований связано с осознанием исследователями того факта, что связь эзотеризма с другими областями западной культуры, в том числе и религией, являлась на протяжении истории весьма сложной и не может быть сведена к пониманию эзотеризма как формы религиозности. Скорее, эзотеризм следует рассматривать как особую, самостоятельную сферу культуры, тесно взаимосвязанную и с религией, и с наукой, и с искусством, и с философией, но не тождественную им. В связи с этим постепенно входит в оборот новый термин – «эзотериология», предложенный еще в 1999 году С.В. Пахомовым для обозначения этой области исследований в качестве самостоятельной научной дисциплины. Для развития этого направления исследований с 2009 года в России и СНГ действует «Ассоциация исследователей эзотеризма и мистицизма» (АИЭМ) – профессиональная ассоциация, объединяющая русскоязычных исследователей эзотеризма, а в Санкт-Петербурге на базе магистерской программы по религиоведению в Русской христианской гуманитарной академии при поддержке Ассоциации ведется обучение в рамках образовательного профиля «Мистико-эзотерические учения».

Статьи, предлагаемые вниманию читателей в рамках данного выпуска, должны помочь составить представление о многообразии тем, входящих в предметное поле академического исследования эзотеризма. В частности, авторы рассматривают такие ключевые формы западного эзотеризма как орфизм, пифагореизм и герметизм (Б.К. Двинянинов), алхимия (Ю.Ф. Родиченков), спиритизм (В.С. Раздъяконов), оккультизм (С.А. Панин) и традиционализм (С.С. Логиновский, П.Г. Носачев). Для того чтобы составить более логичную и целостную картину истории западного эзотеризма, рассматриваемые в статьях эзотерические течения выстроены в хронологической последовательности, что позволяет рассматривать опубликованные в номере статьи в качестве частей целостного, внутренне связанного повествования. В номер также включено развернутое интервью с американским исследователем эзотеризма и специалистом по немецкой классической философии Г.А. Мэйги, в котором мы обсудили с американским коллегой специфику академического исследования эзотеризма в США и некоторые актуальные проблемы, связанные с темой текущего выпуска. Раздел «Научная жизнь» содержит отчет о недавно завершившейся в Смоленске конференции по изучению алхимии и рецензии на новые научные издания.

Приобрести номер можно, связавшись с ответственным секретарем журнала Ксенией Колкуновой (ksenia.kolkunova@gmail.com). Стоимость номера — 200 рублей.

Библиографическое описание: Религиоведческие исследования = Researches in Religious Studies. 2015: №2(12). M., 2015. 153 с.