Джон Бэлдовин. РОЖДЕСТВО

Д

Рождество — христианский праздник рождения Иисуса Христа. Английское название (Christmas) по своему происхождению означает “месса Христова” (Christ’s Mass), то есть богослужение по случаю праздника рождения Христа. Названия Рождества в романских языках происходят от слова латинского слова nativitas (рождение). Французское Noel происходит одновременно от слов nativitas и nowell (то есть “весть”). В немецком языке используется слово Weihnachten, то есть “святая (или благословенная) ночь”. Другое название для целого времени года — Yule (Йоль). Изначально это название не имело никакого отношения к христианству и происходило либо от германского слова jol (“вращающееся колесо”), что отсылало к прибавлению светового дня после зимнего солнцестояния, либо же от англо-саксонского слово geol (“праздник”). Это название дохристианского праздника солнцестояния в конце концов стало применяться ко всему рождественскому времени года.

Неоспоримых сведений о происхождении рождественского праздника нет. Его могли отмечать еще в начале IV века в Северной Африке и совершенно точно справляли в Риме в середине того же столетия. Есть две теории, объясняющие распространение обычая праздновать Рождество 25 декабря. Согласно одной из них Рождество как праздник должно было составить конкуренцию (или стать противоположностью) римскому празднику Солнца Непобедимого (Sol Invictus), который проводился согласно древней дате зимнего солнцестояния. С другой стороны, “вычислительная” теория гласит, что день рождения Христа высчитывался согласно представлению, будто бы день его зачатия совпал с днем смерти, которая предположительно произошла 25 марта.

К концу IV века обычай отмечать 25 декабря как день рождения Христа распространился почти во всем христианском мире. В Антиохии Иоанн Златоуст настаивал на подлинности именно этой даты. В середине V века Иерусалимская церковь также приняла день 25 декабря, правда позднее заменила его, согласно более древнему местному обычаю, на 6 января. Армяне, в свою очередь, никогда принимали 25 декабря как рождественский день. На западно-христианские традиции празднование Рождества в значительной степени повлияло то, как оно справлялось в Риме. В Рождественский день папа служил три мессы. Первоначально в базилике Святого Петра рождественским утром проводилась только одна месса. В V веке была добавлена вторая — она проводилась “в середине ночи” (сначала ближе к рассвету, затем — непосредственно в полночь) у Яслей Христовых, установленных в церкви Санта-Мария-Маджоре, копии яслей в Вифлееме. Наконец, в период византийского господства была добавлена третья месса — ее служили на рассвете в церкви Святой Анастасии, мученицы, чей день отмечался в Константинополе также 25 декабря. В XI веке мессу в базилике Святого Петра перенесли (возможно, из соображений удобства) в Санта-Мария-Маджоре, где уже проводилась вторая месса. С VIII века празднование Рождества в западном христианстве предусматривало проведение литургий в течение восьми дней, в подражание праздникам Пасхи и Богоявления.

В начале VI века император Юстиниан провозгласил Рождество всеобщим выходным днем. Праздник стал невероятно популярен во всех европейских странах в средние века, он вдохновлял на сочинение музыки и постановку литургических драм. Празднование Рождества получило дополнительный импульс, когда Франциск Ассизский основал традицию почитания Рождественских яслей.

После XVI века большинство протестантских церквей сохранили празднование Рождества. Например, Мартин Лютер в своих проповедях демонстрировал величайшую привязанность к этому празднику. Однако английские пуритане в XVII веке пытались отказаться от него насовсем. Праздник был восстановлен после реставрации английской монархии в 1660 году, но уже на более светской основе. Под влиянием пуритан в Америке (особенно в Новой Англии) Рождество первоначально было обычным рабочим днем вплоть до середины XIX века.

Рождественские обычаи в Северном полушарии включают, помимо собственно христианских религиозных практик и традиционных праздников середины зимы, разные способы чествования возвращающейся силы солнца. В фольклоре северной Европы двенадцать дней между Рождеством и Богоявлением — это время, когда злые духи особенно активны в своих попытках помешать приходы весны и когда, после зимнего солнцестояния, свет солнца наконец одерживает победу над тьмой; поэтому рождественский сочельник здесь называют “похороны дьявола”. Чтобы отметить победу жизни над смертью и зимой и прогнать злых духов, дома в это самое темное время года украшаются иллюминацией и вечнозелеными растениями самых разных видов. С этой же целью в северных странах в канун Рождества зажигается йольское полено, которое продолжает гореть до праздника Богоявления; остатки полена сохраняются, чтобы с помощью них зажечь йольский огонь в следующем году. Рождественское дерево, по-видимому, является совсем недавней традицией: вероятно, что не позднее XVI века в Германии ели стали украшаться фонариками, фруктами и блестками. Этот обычай быстро распространился за пределы Германии и стал очень популярен даже в Южном полушарии. Обычай отправлять поздравительные рождественские открытки происходит из Англии XIX века. Традиция дарить подарки, возможно, происходит из языческого римского обычая обмениваться подарками (strenae) под Новый год. Самый известный даритель подарков Санта Клаус является американским изобретением; он совмещает черты традиционно покровительствующего детям святого — Николая Мирликийского, а также древнегерманского бога-громовержца Тора, отправляющегося сражаться с ледяными и снежными великанами из своего дома где-то за северным полярным кругом.

Другие обычаи рождественского времени года включают изготовление специальной выпечки, приготовление обеда из домашней птицы непосредственно в рождественский день и исполнение особых песен, в частности — кэрол, особого вида простых песен, которые изначально имели более широкое, не связанное с Рождеством, применение. Таким образом, празднование Рождества включает и собственно христианские богослужения, и еще более широкий спектр народных обычаев, связанных с общепринятым праздником зимнего солнцестояния.

БИБЛИОГРАФИЯ

Полную библиографию см. в Sue Samuelson, Christmas: An Annotated Bibliography of Analytical Scholarship (New York, 1982). Самым полным исследованием истории празднования Рождества до сих пор остается Hermann Usener, Das Weihnachtsfest (Bonn, 1889). Исследование развития литургического аспекта праздника см. в Ildephonso Schuster, The Sacramentary (New York, 1924). Хорошее исследование связанных с Рождеством обычаев можно найти в Francis X. Weiser, Handbook of Christian Feasts and Customs (New York, 1958) и в его же The Christmas Book (New York, 1952). Исследование Рождества в историко-религиоведческой перспективе см. в E.O. James, Seasonal Feasts and Festivals (New York, 1961).

John F. Baldovin. Christmas. Encyclopedia of Religion, vol. 3, pp. 1756-1757 (1987). Перевод с английского И.С. Анофриев.

Отправить ответ

Вход только через социальные сети.
  Подписаться  
Уведомлять о